Главная » Файлы » Проповеди |
06.06.2010_Цена ученичества
29.07.2010, 09:27 | |
Пастор Татьяна Кантарелла Псалом 76:1,11-20; 3 Царств 19:15–16, 19–21; Ефесянам 5:1–10 От Луки 9:51-62 Цена Ученичества Евангелие сегодня говорит, что Иисус "восхотел идти в Иерусалим" (51). Но речь не о Его желании туда пойти, Лука использует греческое выражение "обратил лицо свое к Иерусалиму”, или как у нас говорят "нацелился” на Иерусалим. Лука передает твердость намерений, особенно пред лицом трудностей и креста, которые с этого момента ожидали Иисуса. Путешествие будет не прямым и долгим, о нем будет говориться в десяти главах Евангелия, прежде чем Иисус, наконец, войдет в Иерусалим. Это путешествие означало для Иисуса приготовиться и решиться на противостояние и даже смерть ради спасения тех, для кого Он пришел. Но Он "решил идти в Иерусалим". Мы все, думаю, видели людей, которые "решились" на что-то. Их решимость видна в глазах, в осанке, чувствуется в голосе и именно это замечает и пытается передать нам Лука. Но в своем рассказе о решимости Ииуса пройти ради спасения людей весь этот путь, Лука приглашает и нас, последователей Иисуса "решиться следовать за Ним с такой же неуклонностью" в то путешествие, в которое мы уже отправились: в путешествие жизни, познания, духовного роста и служения. В любом путешествии приходится принимать решения. Вы, наверное, приняли решение на это лето – или кто-то принял его за вас! Время и средства большинству из нас не позволяют делать все, что мы хотели бы и когда мы хотели бы. Иногда нам удается совместить несколько вещей – поехать навестить бабушку в Тамбове и по дороге заехать на пару дней в красивое живописное место, которое всегда хотели посетить. А иногда нам приходится выбирать: либо ехать к родственникам жены во Владивосток или к родственникам мужа в Белоруссию, и мы не можем выбрать и то и другое. Путешествие очень часто требует от нас категоричного выбора. Наш христианский путь тоже требует от нас выбора и решительности быть этому выбору верными до конца. Три диалога, что мы прочитали в Евангелии сегодня, тоже говорят о выборе, но как мы увидим сегодня выбор христианина не всегда ясный выбор между белым и черным. Мы оказываем себе медвежью услугу, когда сопоставляем свою христианскую веру лишь с "плохими, недостойными решениями". Иногда проповедники, сами того не замечая, создают ложную картину, в которой с одной стороны представляется счастливая, безоблачная и чистая христианская жизнь, а с другой жизнь в похмелье, азартных играх и распутстве, и все конечно выбирают христианство! Но, на самом деле, очень часто люди борются, выбирая не между явным добром и явным злом. Большинство людей, которых я знаю, и мы с вами не исключение, борются с другим. Наша вера бросает нам вызов чаще тогда, когда нам кажется, что духовно мы в порядке. Именно тогда наше христианское убеждение призывает нас избирать не то, что хорошо по человеческой мудрости, пониманию и чувству. Писание напоминает нам сегодня, что "хорошее", которое нам подворачивается – это худший враг "наилучшего" – того, что есть Божья воля для нас. Мы часто стоим именно перед выбором между тем, что хорошо с человеческой точки зрения и тем, что лучше всего с точки зрения Бога. Именно это и происходит в истории и трех диалогах, что мы услышали сегодня в Евангелии. История началась с того, что Иисус решает идти в Иерусалим через Самарию и посылает учеников приготовить все для его визита. Это был самый короткий путь, но Иудеи часто предпочитали обходить Самарию и идти более длинным путем. Связано это было с давнишней враждой и с тем, что Самаритяне считались отпадшими от истинной веры, и Иудеи не желали иметь с ними ничего общего. Но Иисус, решил идти через Самарию не просто потому, что этот путь короче, а потому что Его крестный путь проходил через все те места, где Благая Весть от Бога звучала бы для всех людей. Вряд ли ученики были рады поручению идти туда, и когда встретили там неприятие, должно быть обрадовались – теперь у них есть уважительная причина обойти это место стороной и они спешно говорят Иисусу: "видишь, нечего там делать с этими грешниками. Они достойны лишь осуждения, давай призовем силу Божию, чтобы огонь сошел истребить их, как пророк Илия некогда сделал с врагами?” Ученики Иисуса, бывшие с Ним уже многое время, все еще с легкостью сходят с ЕГО пути, находя для этого, казалось бы, веские причины, а также все еще рассматривают следование за Христом как возможность обладать и использовать Божью силу по своим человеческим амбициям. Иисус же "нацелен идти в Иерусалим”, не для Своего блага, а ради них и для этого готов к любым трудностям и противостоянию. Разве не таковой должна быть и решимость тех, кто желает следовать за Ним? Это очевидно из следующих трех диалогов. Чтобы понять эти диалоги и увидеть то, как они отражают нашу собственную жизнь, нам надо понять, что эти диалоги имели место два тысячелетия назад, в культуре и языке отличающимся от наших. И в этих историях заключается больше того, что видно на первый взгляд. Но библеисты и путешественники, хорошо понимающие Палестинскую культуру, могут помочь нам увидеть то, что мы сами в этой истории часто упускаем. Вспомним первый диалог (57–58). Некто желает присоединиться к последователям Иисуса. Его слова с первого взгляда выражают решительность и посвященность, "я пойду за Тобою, куда бы Ты не пошел”. Вполне возможно он представлял следование за Иисусом как следование за учителем, раввином для наставления. Традиционно ученики ходили за Раввином, слушали его наставления, наблюдали за ним и желательно подчинялись ему. Но идти за Иисусом окажется следованием за Мессией, чего тот человек не понимал. Для большинства людей в Палестине 1 века представление о том, какой должен быть Мессия вряд ли предполагало страдание, отвержение и распятие. И представления этого человека, вызвавшегося идти за Иисусом ограничены, но Иисус не отвергает этого человека и в то же время пытается показать Ему, что будет означать следование за Христом. Иисус, сравнивая себя с лисицами и птицами, подчеркивает "неопределенность”, которая ждет на пути Его самого и тех, кто решил пойти за Ним, говоря, что даже Божьи твари имеют больше определенности в своем существовании, чем Он сам. Но возможно, Иисус говорит и нечто большее. Очень часто нации берут за символ различных животных или птиц. Например, у США – орел, в прочем как у России (только с раздвоением личности), у Англии – лев, у Китая – Дракон. В первом веке в Израиле языческие народы и Рим в частности, называли "небесными птицами", а аммонитян "лисицами". Теперь снова прислушайтесь к словам Иисуса: "у лисиц есть норы, и у птиц небесных гнезда, Сыну же человеческому некуда голову приклонить". Другими словами, в Израиле всем есть место, кроме самого Израиля. Царь, господа (язычники) и их подданные марионетки имеют дворцы, а помазанник Божий не имеет ничего. Иисус говорит желающему следовать за Ним: в этой стране, где нет места Божию помазаннику, где невозможно выступить против власть имеющих, ты действительно желаешь присоединиться к оппозиции? Это не плохой вопрос, и мы начинаем понимать, что хочет сказать Иисус: "Следование за Мной это не комфортабельная, удобная прогулка за уважаемым учителем, а жизнь в оппозиции с миром”. Послушайте второй диалог с человеком, которого Иисус позвал следовать за ним. "Господи, позволь мне сперва пойти похоронить отца моего." Что вы слышите в этих словах? Большинство современных читателей понимают так, что умер отец этого человека или вот-вот умрет, и он просит, чтобы Иисус дал ему время отдать должное отцу, похоронив его достойно. А Иисус говорит "нет" – кажется так жестоко и черство. Но, знающие культуру Ближнего Востока, понимают, что если бы умер отец этого человека, тот находился бы среди оплакивающих его, а не бегал бы за странствующим учителем по пыльным дорогам. Фраза "похоронить своего отца" имеет глубокие корни и означает священную обязанность оставаться в семье до тех пор, пока не умрут родители. Это могло означать года, а то и десятилетия. Обязанность детей перед родителями в Израильском обществе считалась самой священной и ради ее исполнения давались даже отпущения религиозных обязанностей. Этот человек пытается сочетать призыв Иисуса следовать за Ним с ожиданиями общества и дает прекрасное оправдание, почему он сможет идти за Ним только позднее. "Иисус, общество и семья имеют ко мне определенные ожидания. И то, что обо мне думают близкие и окружающие меня люди очень важно для меня Я пойду за Тобой, но прежде исполню мои общественные обязательства. Ты ведь не ожидаешь, что я пойду против их ожиданий? " А Иисус отвечает, "именно это Я и ожидаю". Следовать за Иисусом означает избирать, прежде всего, то, что принадлежит к Царствию Божию. Следовать за Христом значит ставить то, что важно для Бога прежде наших приверженностей человеческим традициям. Это значит, что мнение Бога о нас, о жизни, о том, что правильно, о том, что ценно, о том что первоочередно, для нас важнее мнения людей. И в третьей ситуации мы видим добровольца следовать за Христом, который тоже приходит с, казалось бы, уместной просьбой – пойти прежде домой, чтобы попрощаться. Русский перевод, говорящий, "позволь мне пойти проститься с домашними моими" не плох, если мы можем уловить в нем, что он действительно говорит, "позволь мне пойти "отпроситься". Понимаете в чем разница? На Ближнем Востоке, уходящий всегда просит разрешения уйти, а остающийся говорит "всего доброго, до свидания". Когда Римма Ивановна работала здесь в церкви, она всегда прежде чем уйти, заходила ко мне со словами: "с вашего разрешения", а я отвечала "идите с Богом". Ей не нужно было мое разрешение уйти, это был ее способ сказать "до свидания". Но между сыном и его родителями эти слова не просто были формальностью, это действительно было просьбой о разрешении, признанием авторитета родителей над ним, и своей зависимости от них. Дети могли потерять свою семью и дом, быть отверженными семьей, если родители были против их новой веры. Нам легко согласиться на что-то когда мы знаем, что кто-то вышестоящий нам все равно запретит. Мы иногда пользуемся этим, "я бы с удовольствием, но мне надо спросить…" и в зависимости от просьбы это будет либо супруг, либо родители, либо начальник, кто угодно. Более 1000 лет уже в Арабском переводе Библии этот стих гласит "позвольте мне пойти и объясниться с домашними". По сути, вопрос здесь такой, "неужели Иисус претендует на больший авторитет, чем мои собственные родители?" Арабские студенты библейских колледжей до сих пор бледнеют, читая эти строки, потому что Иисус именно это и говорит – нет власти превыше Моей! Отношения между учителем и учеником, о которых говорит Иисус – это не просто посещение его лекций, слушание поучений, это посвященность на всю жизнь, глубокие, постоянные отношения, которые меняют и учителя и ученика. Именно к таким отношениям и призывает нас Иисус. Мы увидели здесь трех потенциальных последователей Христа и столкнулись с тремя волнующими вопросами. Мы не знаем, что ответили Иисусу эти люди. Но это и не важно, а важно то, что ответим мы, потому что и нам Иисус говорит сегодня три истины. 1) Цена следования за Ним очень высока: это готовность идти за Ним, даже если это значит отказаться от того, что привык ценить мир и мы вместе с ним (благополучие и безопасность). 2) Следовать за Иисусом означает, что для нас не будет более высокого авторитета, чем Он Сам. Несмотря на то, какими вековыми, хорошими, уважаемыми и полезными не были бы требования нашего общества, если они противоречат требованиям Иисуса – они не приемлемы. Готовы ли мы избирать прежде требования Иисуса, даже если люди не поймут и возможно осудят нас? 3) Иисус не позволит ни одному голосу говорить громче Божьего голоса. Следовать за Ним означает не просто какой-то внутренний свет или интеллектуальное просвящение, это трудное, созидательное и всепоглощающее дело, подобное вспашке поля плугом – готовы ли мы к такому посвящению? Иисус не черств, не жесток и нереалистичен в этой истории. Он честен и ясен, говоря о требованиях и цене следования за Ним, следования, которое мы зачастую воспринимаем беспечно. Он призывает нас избирать наилучшее - Божье, а не просто то, что хорошо по человеческим стандартам. Он избрал пройти крестным путем в Иерусалим ради нас, и идти за Ним можно лишь тем же путем. Если бы сегодня Он сказал тебе: «Следуй за Мной», каким был бы твой диалог с Ним? Понимаешь ли ты, что значит следовать за Ним? Он ли – твой наивысший в жизни авторитет? Его ли слово громче всего звучит в твоей жизни? Помолимся. | |
Просмотров: 409 | Загрузок: 27 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |