Главная » Файлы » Проповеди |
08.08.2010_Исаия 1:10–20
29.08.2010, 15:14 | |
Пастор Татьяна Кантарелла Псалом 49:1–8, 22–23; Римлянам 12:1–2, 13:7–13; От Луки 12:32–40 Исаия 1:1, 10–20 «Истинное поклонение» Очень часто нам кажется, что «правильные» богослужения это те, что совершаются в «особых» церквях, люди, на что только не идут, чтобы попасть на Литургию в Храме Христа Спасителя, едут за сотни километров в святые места, чувствуют, что особенным образом поклонились Богу, если сделали это в соборе Св. Петра в Ватикане, или Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Выходя оттуда, они чувствуют себя особенно возвышенно и говорят, «это было прекрасно!», я чувствую такое благословение – «вот настоящее богослужение»… Там люди якобы испытывают то, к чему стремятся все церкви – «правильное богослужение»… Но что для народа Божия значит правильно славить Бога? Этим летом я преподавала «Христианское Поклонение», братья и сестры из разных церквей учились планировать и проводить христианское Богослужение. Они должны будут организовать все, включая молитвы и слова, которые будут говорить на богослужении, написать и сдать для оценки. Но как можно оценить молитвы, скажете вы? Можно, вопрос лишь в том, по каким критериям идет оценка. Я, например, оценивала студентов по тому, на какую тему было направлено Богослужение и проповедь, какие читались Псалмы и как их молитвы и слова во время Богослужения были сфокусированы на этом, передавали ли они суть мысли, не пускаясь в многословие… Но, конечно же, дело не в том, как я оценивала моих студентов, учившихся вести Богослужение. Намного важнее моей оценки студентов это то, как Бог, которому мы служим, собираясь вместе, оценивает то, что мы делаем во имя Его. И как мы видим из слов пророка Исаии, у Бога есть Свой критерий оценки служения, когда Он говорит народу своему: «ваши обильные жертвоприношения Мне ни к чему», а Исаия перечисляет все то, что народ делал на совместном Богослужении, приходя в присутствие Бога: приношение даров, жертв, благовоний, праздничные церемонии. Как видно, Бог далеко не всегда приемлет то, что мы делаем в Его присутствии на Богослужении потому, что все это не проходит основного теста истинного поклонения – теста нравственности – «перестаньте творить зло, научитесь добру! Стремитесь к справедливости, вызволяйте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (1:17). Человек всегда склонен находить уверенность и спокойствие в чем–то особенном. Израильский народ очень часто назван в Писании «избранным народом Божиим», но не потому что был лучше других народов, умнее или богаче, а просто потому, что Бог избрал их, чтобы явить то, что Бог может совершать в народах. Бог дал Израилю указания о том, как они должны славить Его, чтобы отличаться от других народов. Однако здесь Бог обращается к своему народу через Исаию, называя их «правителями Содома» и «народом Гоморры», Он сравнивает их с падшими народами, чтобы они не думали, что, будучи избранны, они свободны от суда. Это обращение напоминает им, что хоть они и избранны Богом, их жизнь и поведение не сильно отличаются от окружающего их грешного мира и потому, сколько бы они не «топтали дворы храма Господня, это никак повлияет на их положение перед Богом». Исаия говорит им: «вы собираетесь поклоняться Богу» и думаете, что Бог дал вам возможность приносить жертвы Ему, чтобы быть свободными от суда, но эти жертвы не нужны Ему. Вы живы до сих пор, не потому, что приносите Ему все эти жертвы, а потому что милость Его велика. Если вы думаете, что можете ублажить Бога своими жертвоприношениями, как это делают язычники, то глубоко заблуждаетесь. С самого начала, жертвоприношения в Израиле были символом милости Бога, прощающего народу грехи его, совершенные по упущению. Но о жертвоприношениях Бог говорит Своему народу одновременно с тем и как они должны относиться к ближнему. Они считают, что главное «правильно» прославить Бога, принести Ему должную хвалу, жертвы и поклонение, то Бог помилует и благословит их во всем. Но Исаия говорит: «И сколько бы вы не молились, не буду Я слушать вас, ибо ваши руки все в крови!» Исаия ироничен: руки в крови могли символизировать жертвоприношения, которыми люди стремились «ублажить» Бога, т.е. символом безопасности. На самом же деле «их руки в крови» невинного ближнего, потому что они участвовали в угнетении слабых, и не помогали нуждающимся и не любили ближнего, говорит Господь, а потому все их жертвы ничего не стоят в Его глазах. Бог не слышит их, ибо их молитвы потоплены в их неправедной жизни. Они хотят, чтобы Бог благословил их, но сами являются источником разрушения и проклятия для окружающих. Очень важно понимать, что категоричное отношение пророка к поклонению не означает, что поклонение вообще не нужно. Бог Сам заповедовал народу Своему отделять целый день в неделю, чтобы быть в Его присутствии и поклоняться Ему, чтобы искать Его лица и воздавать Ему честь и славу. Но он говорит, что наше понимание поклонения необходимо обновить, чтобы оно служило не для нашего собственного успокоения, а чтобы оно меняло сердце. Ибо нет никакого толку в пустых религиозных обрядах и действиях, в которых не задействовано сердце и которые не меняют жизнь! Поклонение было дано для того, чтобы приходящие в присутствие Бога провозглашали как Его святость, так и то, что они тоже призваны к жизни праведной и справедливой. И поклонение и праведная жизнь в справедливости и милосердии к людям – неотделимы в жизни Божьего народа. А мы, к сожалению, так часто вытесняем богослужением праведную жизнь, думая, что лишь своим посещением церкви в воскресенье исполнили волю Божию. Но истинное доказательство того, что человек «знает» Бога не в том, что он «исполняет обряды», а в том живет ли он по–Божьи через преображающие отношения с Ним. Очень часто мы водим наших зарубежный гостей на экскурсию в Кремль. И в одном из соборов располагается множество гробниц русских царей и царевичей. Там располагается и гробница младшего сын Ивана Грозного – самодура, параноика и убийцы своих собственных детей. В этом же храме стоит прекрасное резное деревянное молельное место, на котором Иван Грозный восседал во время Божественной литургии. Я уверена, что он знал, что делать на литургии, как себя вести, как креститься, и делал это регулярно, но угодно ли его поклонение было Богу, ведь и его руки были все в крови… Бог желает не «правильного» исполнения обрядов и религиозных традиций, Бог желает «правильные», преображенные сердца, которые приходят к Нему не просто для того, чтобы получить благословение, а потому что понимают, как нуждаются в Нем, в Его милости и еще большем преображении, чтобы жить по–Божьи. Во всем вам полюбившемся Талеже, расположенном недалеко от нашей церковной дачи есть небольшая церквушка. Несколько лет назад я наблюдала интересную, но печальную картину, когда туда приехала братва на черных джипах с затемненными стеклами. С собой они привезли батюшку, отперли двери церкви, зашли, закрылись от посторонних, через некоторое время все вышли, сели в машины и уехали, заперев двери церкви. Я не знаю точно, что там происходило, но не трудно представить, как все эти люди «заказали» себе литургию для того, чтобы отмолить прощение за свои грехи, совершенные в их нечистых делишках, и которое снова будут совершать, периодически приходя в церковь, чтобы их «загладить» своими религиозными действиями. Но не думайте, что так поступают только бандиты, именно это делаем и мы, когда считаем Богослужение, поклонение или молитву способом «загладить» наши грехи, которые совершаем сознательно и которые не собираемся оставлять по тем или иным причинам, но, надеясь, что Бог просто «закроет глаза» на эту сторону нашей жизни. Человек также склонен использовать религиозные обряды, чтобы манипулировать Богом ради своей выгоды, веря, что если послужит Богу, то сможет как–то «уговорить» Бога сделать для него то, что желает. Именно поэтому обрядовая сторона религии так легко привлекает людей: она дает им чувство контроля и уверенности, что они получат желаемое. Однако такое понимание молитвы, как действия, совершаемого ради того, чтобы что–то получить от Бога, подобно «рулетке», как в Казино: загадай желание, закрой глаза, крутани барабан и если тебе повезет, то получишь желаемое. Но истинное служение, поклонение Богу – это когда человек останавливается, замирает в безмолвии и лишь иногда говорит, но делает все это в стремлении познать, что желает Бог. И наше совместное богослужение это не столько стремление достичь Бога, сколько стремление Бога коснуться нас. И истинное поклонение рискованно, потому что, приходя к Богу с таким осознанием в сердце, мы открываем и то, что Бог далеко не всегда желает всего того, что желаем мы. Что же желает Бог? Справедливости, милосердия, любви и смирения перед Ним. Но если никакие человеческие действия не могут побудить Бога поступать так или иначе, не могут манипулировать им, в чем тогда смысл призыва жить праведно и справедливо? Как это влияет на наше положение перед Богом? Почему Бог требует от нас этого в своем завете с нами? Да потому, что описанное в 17 стихе: «добро, справедливость, помощь угнетенному, защита сироты и вдовы» отражает сущность самого Бога и Его сердце! Человек, желающий быть с Богом должен быть готов поступать как Он. Бог всегда, и во времена старого завета, написанного на каменных скрижалях и во времена нового завета, начертанного на скрижалях сердца человеческого, призывает людей участвовать в Его жизни, обретать Его сердце, Его характер. Бог дарует свою благосклонность нам по Своим щедротам, мы ничем не можем заставить Его дать ее нам, но чтобы принять ее, нам надо быть в «правильных отношениях» с Ним. Поклонение Богу и жертвоприношения в Ветхом Завете должны были быть символом определенного состояния сердца, что особенно ярко видно из 50 Псалма: «жертвы Ты не возжелаешь, я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу – дух сокрушенный; сердце сокрушенное и смиренное Ты не призришь». Наша жертва хвалы – символ сердца, жаждущего знать Бога и уподобляться Ему, но если символ заменяет реальность, у нас проблема. Как легко нам думать, что наше религиозное поведение, посещение церкви, чтение Библии, молитва, десятина, пожертвования делают Бога нам «должным» чем–либо. Как легко думать, что когда мы все это делаем, Богу больше нечего от нас ожидать. Посмотрите на всех этих грешников вокруг, Бог должен быть благодарен за таких верных людей, как я – думаем мы. А потом, когда наступают трудности, мы гневаемся на Бога, обвиняя Его в несправедливости к нам после всего того, что мы сделали для Него и во имя Его, поклоняясь Ему неделю за неделей. Но Исаия напоминает, что злые дела в жизни человека и безразличие к активному добру и милосердию заглушает любые набожные слова и делает наше служение «на словах» отвратительным для Бога. Ведь обряд и религиозные действия легко вытесняют истинную Библейскую веру, заключающуюся в подчинении своей жизни Богу и любви к ближнему. В 49 Псалме Господь обращается к своему народу: «не за жертвы твои укоряю тебя, а за то, что, проповедуя мои уставы, ты сходишься с вором, сообщаешься с прелюбодеями, злословишь, говоришь на брата твоего, клевещешь на ближнего». В послании Римлянам Павел напоминает, что истинное поклонение это не красивые слова хвалы Богу, а жизнь прожитая в разрез с понятиями этого мира, потому что она обновлена и преображена и знает, что есть Божья воля благая, угодная и совершенная. А Евангелие от Луки напоминает нам сегодня, что наше сердце там, где наши желания, и что стремление к небесному повлияет на то, как мы живем изо дня в день, а не только на то, как «красиво» мы умеем славить Бога. Мы призваны приходить к Богу с осознанием, что красота, зрелищность, стройное пение и приятные ощущения не имеют ценности сами по себе. Они ценны, лишь если мы приходим к Богу с глубокой жаждой быть преображаемыми Им, так же радикально, как радикально то, когда багряное становится белоснежным. И Бог может нас преобразить. Наши молитвы, песни и жертвы хвалы имеют ценность, лишь, если меняют нас и помогают нам: * Перестать делать зло и научиться делать добро * Искать справедливости и помогать угнетенным * Защищать сироту и вступаться за вдову * С верой повиноваться Богу, ожидая обещанного * Стремиться к небесному, чтобы Отец Небесный гордился нами * Бодрствовать и жить ожиданием возвращения нашего Господа. * приготавливать для себя сокровище небесное – ибо «То, что мы делаем для себя, остается с нами, а то, что мы делаем для других, остается вечно» (А. Швайцер) Как же Бог оценивает наше с вами Богослужение? Самым главным тестом того, что мы делаем здесь с 10:30 до 12:15 является то, что происходит в это время с нашим сердцем и то, как мы живем с 12:15 сегодняшнего дня до 10:30 следующего воскресенья. | |
Просмотров: 420 | Загрузок: 27 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |