Главная » Файлы » Проповеди |
11.10.2009 Евреям 3:1–4:11_русский текст
11.10.2009, 17:03 | |
Пастор Татьяна Кантарелла Псалом 94; Числа 20:1–13 Евреям 3:1–4:3, 7–11 «Уверенное исповедание и послушание – путь в Божий покой» В предыдущей серии «Евреям»: автор настойчиво напоминает читателям отвлечься от всякой завлекательной религиозной обертки и обратить свой взор на Иисуса – соучастника творения и совершеннейший отпечаток Самого Бога, Кто превыше всех ангелов, Кто сидит по правую руку Бога. Автор напоминал об этом, чтобы среди всех трудностей и искушений, что мы встречаем, мы продолжали держаться нашей веры во Христа, и не были унесены течением, не расслаблялись, полагались на духовные усилия других христиан. Сегодня автор продолжает: “Итак, братья святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа” (3:1). Уразумейте – познавайте, серьезно задумайтесь над тем, кто есть Иисус, Которого мы исповедуем. В этот раз он сравнивает Его с Моисеем: Моисей имел большое значение в истории Израиля, но значение Иисуса несравнимо больше. Возвышая Иисуса, он не принижает Моисея, а лишь дает им заслуженные места – Моисею почетное, а Иисусу – главное. Уразуметь Иисуса не значит подумать о Нем и перейти к другим делам. Серьезное размышление ведет к действию, влияет на то, как мы будем поступать в ответ на него. Праведная жизнь – это результат правильного понимания Христа и способности это понимание выразить – исповедать. Автор знает, что только человек, знающий, куда желает идти и могущий это выразить, доберется до цели, к которой призван с Неба! Задумаемся: что такое исповедание? Изначально это слово означало признание в том, что ты сделал плохого (т.е. “сознаться”). “Да, тов. Лейтенант, я превысил скорость”. “Да, профессор Иванов, я скопировал реферат с интернета”. “Да, дорогой, я потратила зарплату на дорогое украшение”. Но ранние христиане придали этому слову особое значение: исповедать значит сказать другому о том, что истинно в твоей вере; сознаться не в том, что ты сделал плохого, а в том, что веришь в христианскую весть и принадлежишь к общине Христа. “Да, я верю, что Иисус – Мессия, и Бог воскресил Его из мертвых.” “Да, я верю, что все Божьи замыслы и обетования исполнились во Христе”. “Да, я принадлежу к семье Христа”. Порой такое публичное исповедание может привнести в нашу жизнь проблемы и непонимание. Но христиане с самого начала понимали необходимость открытого исповедания, что принадлежат Христу и Его семье, и жили им, независимо от того, вызывало это у других одобрение или гримасу. Автор продолжает: Христос – верен, как Сын, поставленный во главе дома, а дом Его – мы, если, конечно, смелость и надежду, которой гордимся, сохраним до конца. Церковь – это община людей смело и уверенно надеющихся на Христа; семья людей, которая знает, во что верит. Но, к сожалению, верующие на вопрос окружающих о своей вере чаще могут лишь промямлить какой–то невразумительный ответ: “ну я лично чувствую, что надо верить в Бога”, как если бы мы можем, конечно, ошибаться и другие вполне могут оказаться более правыми, веря во что–то еще. Именно поэтому, мы часто спотыкаемся и ходим всю жизнь по кругу, не зная даже сами, на чем строятся наша вера и наша жизнь. Апостол Павел в послании Римлянам же довольно категорично говорит: “Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению” (Рим. 10:9–10). Преподавая, я знаю, что если ты по–настоящему понимаешь что–то, когда можешь это объяснить другому, если же не можешь, значит, ты сам плохо это понимаешь. Не удивительно тогда, что так хромает наша духовная жизнь, если мы не способны четко исповедовать перед другими то, во что мы верим. Томас Райт написал об этом: “вы либо верите в то, что Божий новый мир зародился с рождением Иисуса Христа и уже здесь, ожидает нас, живете этой твердой несомненной надеждой, и потому живете смело и поступаете на этой основе, и можете заявлять об этом с абсолютной уверенностью; либо вы так и не поняли в чем суть христианства” (HE, 25). Это не призыв к высокомерию и гордыне, это источник радости, основанный на осознании, что Благая Весть и надежда, исходящая от нее не зависит от наших достижений и даже обстоятельств, а только от Божьей любви и благодати. Именно поэтому снова и снова христиане по всему миру провозглашают Символ Веры, напоминая себе и друг другу, на чем основана их жизнь. Когда жизнь вокруг, кажется, начинает пошатываться и среди тьмы не видно света, Церковь продолжает провозглашать: “Верую в Бога Отца, Всемогущего Творца неба и земли, творца моей жизни. Верую в Иисуса Христа, Сына Божия, Господа нашего, распятого, умершего и погребенного, но воскресшего в третий день из мертвых и даровавшего мне прощение и новую жизнь. Верую в Духа Святого, дарующего силы жить по воле Бога, в то, что земная жизнь – не конец, и мы идем к жизни вечной.” Обстоятельства жизни могут меняться и становиться весьма неблагоприятными, но реальность Бога, и Сына Его Христа и того, что Он совершил для нашего спасения и надежда, которую Он дал – неизменны. Испытания наши могут быть иными, чем в 1 веке, но уверенность надежды все та же, чтобы не было за давление на нас или трудность, Христос верен и победитель над властью смерти, и потому я знаю, что Он будет со мной и в моей нужде. Если же мы не можем точно сказать, во что верим, нам будет трудно сохранить нашу надежду и смелость до конца. Одна студенческая группа в Англии решила отправиться в поход в горы. Среди них был и студент из Кении, который никогда не видел снега, был заворожен снежинками, следами на снегу, ослепительным отражением света от снега. В начало подъема в гору, все были в восторге. Видимость была небольшая, но никого это не интересовало – это же было приключение. Через пару часов подъема все стало иначе. Новизна прошла, температура резко упала и чем выше они поднимались, тем резче становился ветер. Оказалось, что не все даже взяли перчатки и теперь прятали руки в рукава. Кениец познал на себе, что поры африканцев шире, чем у европейцев и замерзал быстрее остальных и некоторые стали отдавать ему свою теплую одежду. Силы, и с ними энтузиазм, стали улетучиваться, некоторые недовольно бурчали. Кто–то предложил повернуть назад, другой выпалил, что вообще не надо было начинать это дурацкое предприятие, сидели бы сейчас у теплого камина с интересной книжкой в руках. Но на радость, именно тогда они вышли на вершину хребта, где стояла старая овчарня, в которой они смогли передохнуть, согреться, поесть. Вскоре все чувствовали себя намного лучше. Кенийца одели еще теплее и завершили свой поход достойным образом. В конце все согласились, что прекрасно провели время. Эта история пример типичного цикла: первоначальный энтузиазм, затем жалобы, когда становится трудно, потом же все получается, потому что у нас оказывается достаточно провизии, чтобы идти вперед. Именно так развивалась история блужданий Израильского народа по пустыне, которую автор послания Евреям приводит в пример, цитируя 94 Псалом. Сначала: эйфория от обретенной свободы из рабства, затем трудности на пути и жалобы народа, даже желание вернуться назад, и осознание, в конце концов, что у них всегда было всего достаточно, чтобы завершить путь. Псалом показывает, что их путь занял 40 лет, потому что они были испытываемы, доверятся ли они Богу, что Он позаботится о них, как делал это и раньше. А они вместо этого стали с пристрастием испытывать Бога (8–9), искать доказательства Его присутствия, хотя не раз уже видели дела Его! И послание предупреждает нас: “Поэтому, как говорит Святой Дух: “Если сегодня голос Его слышите, не дайте сердцам вашим стать строптивыми, как было в те дни испытания в пустыне” (7–8). Автор сомневается, будут ли читатели, в отличие от Израиле, верны Христу среди трудностей и испытаний. “Дух Святой говорит”, в настоящем времени сказанное сказано и к нам. Мы призваны представить себя на месте того поколения, идущего по пустыне к Божьему обетованию, но не совершать их ошибок. Но мало сегодня просто вспомнить то событие и решить: я поступлю иначе. Чтобы поступить иначе нужно твердо знать в Кого Ты веришь и понимать, что наш жизненный путь – это лишь предварительная часть Истории, к завершению которой мы все идем. В прошлый раз мы слышали предупреждением тем, кто любит плыть по течению, кто в церкви за компанию. Сегодня автор повторяет это предупреждение: “смотрите же, чтобы сердце ваше не стало столь злым и неверным, что вы окажетесь способны отступиться от Живого Бога! Напротив, изо дня в день ободряйте друг друга, пока еще время зовется “сегодня”, чтобы никто из вас, обманутый грехом, не сделался строптивым!” (12–13) Именно те, кто в церкви за компанию, но чье сердце не отдано ее пути, при подъеме в гору жалуются на холод и голод, но даже не подумали взять с собой теплой одежды или провизии. Такие люди с энтузиазмом присоединяются к друзьям в походе, но когда наступают трудности, их сердце подводит их, потому что они с самого начала не верили в успех этого предприятия. Многие, кто оставляет свою веру в Христа и начинают жить в грехе, уверены в том, что их на это побудили обстоятельства, но как напоминает автор – корень отступления от Живого Бога – не в обстоятельствах, а в самом сердце человека. Возможно, кто–то из вас смотрел мультфильм “Побег из курятника”, куры пытаются бежать от злого фермера, решившего пустить всех своих кур на пироги. И вот они начинают учиться летать, чтобы перелететь через забор и спасти свою жизнь, но у них ничего не получается практически сдаются на волю судьбы, уверенные, что их главная проблема – высокие заборы и их пышные фигуры. Но одна из них, всем сердцем верит в избавление и говорит: “Это не заборы вокруг фермы держат вас здесь, а заборы в вашей голове”. Когда человек оставляет Живого Бога, говорит автор, причина не обстоятельства, а сердце, которому они позволили быть обманутыми грехом. Схема обмана проста: сначала мы позволяем себе сделать то, что знаем не правильно, но убеждаем себя, что это не так важно. Когда это становится привычным, мы вообще перестаем думать, что это не правильно и если кто–то ставит это под сомнение, у нас есть готовое логическое объяснение: “все так делают”, “в этом мире иначе нельзя”. Это убеждение становится ступенькой для последующих действий, которые вы раньше уверенно знали – неправильны, но теперь вам они кажутся нормальными. И не замечая того, вы оправдываете и это, а когда ваш разум обманут, привычка выходит из-под контроля и наша первоначальная вера испаряется подобно силам тех горных туристов: “может вообще идти по этому пути было ошибкой, может у этой горы вообще нет живописной вершины?” Сердце неверующее – это сердце, не доверяющее более Богу, сердце, которое пытается управлять Богом, чтобы Он устроил все по нашей воле, нежели чем по Своей; сердце, которое жалуется и полно горечи, потому что не видит присутствия Бога среди болезненных обстоятельств жизни. Сердце, обманутое грехом, переживает двойную трагедию: оно отворачивается от Живого Бога, но обнаруживает то, что ему не к чему повернуться, кроме своего собственного обманутого “я”! И потому, в 15 стихе автор снова призывает: “сегодня, если голос Его слышите, не позволяйте сердцу стать строптивым, как то поколение в пустыне”. Слово “слышать” и в Ветхом и в Новом Заветах, означает не просто “слышать звук”, то же, что “слушаться”, Не слышать Бога это то же, что ожесточить сердце, оставить веру во Христа, отвернуться от Него, закрыть сердце от Божьих слов, слышать их звук, но делать все наперекор. Псалом и Евреям предупреждают: “не делай сердце непроницаемым для Божьих попыток укрепить и вдохновить тебя. Не сопротивляйся Его усилиям помочь тебе среди трудностей и бед, поддаваясь обману греха”. И чтобы этого не произошло, мы должны ободрять друг друга каждый день, мотивировать, напоминать об обетовании, к которому идем, утешать, но не просто “да ладно тебе, все будет хорошо”, а на основе твердого, истинного исповедания. “Все будет хорошо, но не потому что все вдруг решится без каких–либо усилий и, несмотря на то, какой выбор мы делаем, а благодаря тому, что Бог во Христе верен своему обещанию не оставить и не покинуть нас, если только мы не оставим Его!” Мы призваны помогать друг другу осознавать наше духовное состояние вовремя, чтобы, незаметно для себя, не отпасть от Бога и жизни, что Он дает. Мы нуждаемся в напоминании наших братьев и сестер. Ведь никто, садясь за руль, не планирует заснуть за рулем, не так ли? Но это происходит снова и снова и становится причиной многих трагедий на дорогах. Именно потому, что мы часто становимся не так бодры в нашей духовной жизни и близки к катастрофе, мы должны ободрять друг друга, пробуждая нашу верность Христу, чтобы добраться до обетованного “покоя” во Христе, до цели Божьего замысла в нашей жизни: найти целостность, зрелость и полноту. А не достичь “покоя” это значит оказаться перед осознанием, что Бог не только не завершил во мне, что задумал, но никогда и не завершит! Потому, что, незаметно отвернувшись от Него, я ничего не найду! Когда Бог говорит нам истину, а мы решаем слушаться голоса лжи и греха, мы в той же опасности, что и Израильский народ и христиане 1 века. Когда перестаем (или даже не начинали) твердо верить, что Бог призвал нас, спас и ведет нас в будущее, которое обещал, мы так и будем кружить по пустыне, так и не придя к “покою”, в который ведет нас Бог. И заметьте, что автор говорит не о судьбе неверующих, а как раз об опасности верующих. Он задает три риторических вопроса в 16–18 стихах. “Кто были те, кто воспротивились? Кем Бог возмущался сорок лет? Кому поклялся, что не войдут в Его покой?” Бог не на язычников гневался, не на неверующих, а на Свой собственный народ, который был спасен из рабства, но пошел против Слова Бога, который слышал, что Бог говорил, но делал наоборот. И сегодня Слово предупреждает нас: не думайте, что если вы в прошлом начали путь с лучшими намерениями, вы не почувствуете сонливость на пути. Слово, сказанное сегодня, обращено не к человеку, сидящему рядом с тобой, а к тебе. Да, к тебе! Путь еще не окончен, продолжай идти в послушании Богу, с твердым исповеданием, что путь к Божьему новому миру лежит только через Благую Весть Иисуса Христа. Сталкиваясь с преградам и испытаниями, поднимай свой взор к верному Посланнику и Первосвященнику Иисусу Христу, напоминай себе и братьям и сестрам о том, во что мы верим, куда идем и какая провизия нужна нам на пути. | |
Просмотров: 461 | Загрузок: 51 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |