Главная » Файлы » Проповеди |
13.09.2009_Иакова 3:1–12
12.09.2009, 22:02 | |
Пастор Татьяна Кантарелла/ 13.09.2009 Псалом 18; Притчи 1:20–33; От Марка 8:27–38 Иакова 3:1–12 Одно из главных отличий человека от других Божьих творений это то, что челок наделен способностью говорить, даром слова. Конечно, было замечено, что и дельфины и шимпанзе обладают некой способностью общения через звуки, но насколько известно науке, эти звуки далеки от человеческой способности общения посредством языка. И хотя есть люди, лишенные способности говорить, их язык жестов все же является языком, отражением тех же умственных образов, которые мы используем, говоря слова. Только человек из всего Божьего творенья обладает такой силой слова. Эта сила слова – еще одно проявление в нас Божьего образа. Силой слова Бог сотворил вселенную и все, что в ней. Бог сказал: “да будет…” и стало! Именно Слово стало плотью и даровало нам спасение. Автор послания Евреям говорит, “Слово Божье живо и действенно – острее меча обоюдоострого” (Евр. 4:12). Бог словом благословляет человека и совершенно преображает его жизнь. И сотворив человека, Бог дал ему силу слова, силу созидать и благословлять словом, отражая Его образ. В английском языке есть поговорка: Лом может сломать мне кость, а слово мне вреда не причинит. Эти слова часто говорят дети, пытаясь убедить себя, что нападки сверстников им совершенно не страшны или родители детям, чтобы защитить их ранимые души от вреда, наносимого злыми словами. Есть похожие поговорки и в русском языке: Словом человека не убьешь. Но само существование этих поговорок – лишь доказательство обратного: “Слово не обух, а от него люди гибнут”. Не ножа бойся, а языка (подразумевая, что слово порой причиняет больше вреда, чем побои). Мы все знаем, какой силой обладают слова: силой исцелять или силой губить. Данный Богом человеку дар языка стал “сладко–горьким” благословением или скажем “благословением и проклятием”. Об этом свидетельствую крылатые выражения о слове и речи, многие из которых носят теперь отрицательный оттенок: “закрой рот на замок”, “балаболка”, “вертит языком, что корова хвостом". Даже афоризм “молчанье золото” принижает слово. Почему мы не говорим “слово золото,” ведь слово – дар от Бога и Писание говорит: “золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах – слово, сказанное прилично” (Притчи 25:11). Мы хорошо знаем из опыта, что человек - крайне противоречивое существо. В нем есть нечто от обезьяны и нечто от ангела, нечто от героя и нечто от злодея, нечто от святого и нечто от грешника. Иаков уверен, что это противоречие ярче всего проявляется в языке человека. Языком, говорит он, мы благословляем Бога. Иаков жил в Иерусалиме, в самом центре поклонения Иудеев, где постоянное благословение Бога было особенно важно. Когда бы ни упоминалось имя Божье, иудей должен был сказать: "Да будет Он благословен!" Набожный иудей должен был каждый день повторять восемнадцать молитв, начинавшихся словами "Да будь благословен, Ты, Боже". Бога иудеи благословляли постоянно. Но Иаков видел, что те же самые уста и языки, которые часто и набожно благословляли Бога, не задумываясь, проклинали, осуждали, злословили своих соплеменников. Иаков видел, как противоестественно это было, так же противоестественно, как если бы один поток нес сразу пресную и соленую воду или на одном дереве росли совершенно разные плоды. Но как бы противоестественно и печально это ни выглядело, к сожалению, оставалось типичным явлением даже среди последователей Христа. Ведь мог же Петр сказать: "хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя" (Мат. 26,35), и тот же самый язык Петра отрекся от Иисуса (Мат. 26,69-75). Иоанн, сказавший: "Дети возлюбленные! будем любить друг друга" (1 Иоан. 4,7), хотел когда-то призвать огонь с неба, чтобы истребить самарянскую деревню (Лук. 9,51-56). Даже с языка учеников Христа иногда срывались недобрые слова. Также проблема актуальна и в Церкви сегодня. Английский писатель Джон Буньян в известной книге “Путешествие Пилигрима” говорил о человеке, имя которого было Словоохотливый: "Он был святой на людях и дьявол дома". Многие люди говорят крайне вежливо с посторонними и даже проповедуют любовь и доброту, а дома, в своей семье проявляют раздражительность и нетерпимость. Нам всем известны также случаи, когда начальник по праздникам, на застолье говорит возвышенно - а по будням кричит на работников, в один день говорит напыщенно или благочестиво - а на другой день повторяет крайне сомнительные истории. Бывает также, что человек говорит ласково и мягкосердечно среди братьев и сестер по вере, а потом выходит и своим злым языком приносит большой вред. Или даже говорит добро с одними братьями и сестрами, и сразу же зло ранит своими словами и осуждением или наговорами других. Это проблема всего человечества, но Иакова особенно беспокоят “добрые люди” в Церкви, которые никогда бы не поддались иному греху, но которые, не задумываясь, позволяют себе беспечно говорить о других, обсуждать слабости, насмехаться над странностями, осуждать поступки (о, из добрых побуждений, конечно). Совершенно не замечая, они нарушают Золотое правило: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Как мы все благодарны, когда за глаза о нас говорят доброе, когда братья или сестры встают на нашу сторону, когда мы не можем вступиться за себя из–за нашего отсутствия. Мы все – друг у друга на милости языка. Трудность заключается как в том, чтобы сказать должное в нужное время, сказать то, что созидает, так и в том, чтобы воздержаться от того, что говорить не должно вообще, от того, что разрушает: сплетни, пересуды, преувеличения, принижение других, похвальба, лжеучение, роптание, лицемерие, ложь, злословие. Но прямая истина Иакова сегодня к нам такова: мы все знаем, что хорошо, мы все знаем, что и как хотели бы, чтобы другие говорили о нас, или с нами. Но снова и снова мы сами поступаем наоборот, ставя под сомнение нашу веру. В 1:26 стихе Иаков говорит, “если кто из вас думает, что благочестив, и не обуздывает языка своего, у того пустое благочестие”. Бог дал нам дар языка, дар речи, дар слова, чтобы созидать, а мы этим языком снова и снова разрушаем. Большинство из нас были бы довольно хорошими христианами, если бы это касалось только наших рук, ног, ушей и глаз… Но, как только дело касается наших уст: мы на одном дыхании прославляем ими Бога и проклинаем человека, созданного по Его образу и подобию. Мы понимаем, что здесь что–то не так, но что же делать? Иаков, к нашему сожалению, поставив нас перед фактом нашего плачевного духовного диагноза, не предлагает нам решения проблемы нашего языка. Он не предлагает того, как погасить огонь или как контролировать свой темперамент. И потому чаще всего мы пессимистично в отношении своих реакций и слов: никто не может усмирить силу, одновременно славящую Бога и проклинающую Его творение. Если честно и я не могу вывести вам из этого текста три волшебных пункта того, как мы можем контролировать свою речь. И, наверное, неспроста Иаков не дает нам рецепта панацеи, но то, что он пытается добиться своими словами, так это, прежде всего, осознание глубины и серьезности нашей проблемы, задуматься о том, что наша речь, наши слова, наши уста говорят о нашей вере. Именно поэтому он сравнивает вред, который мы можем нанести своим языком с огнем, который все уничтожает на своем пути и происхождение которого – адская геенна. Беспечно сказанные слова могут нанести непоправимый вред, как неосмотрительно брошенная спичка может вызвать огромный, все уничтожающий пожар. Слова ненависти и слова беспечные опасны, потому что очень быстро распространяют вред, и, будучи сказаны, не могут быть остановлены. Пару слов, сказанных в гневе, могут разрушить дружбу, которая строилась годами. Слова подобны огню, потому что их нельзя контролировать и невозможно обратить нанесенный ими вред. В высокогорье Шотландии жил человек, который однажды пересказал другому историю о другом человеке, который был ему безразличен. Пересказал, как думал, правдивую историю. Когда история обошла деревню, она совершенно разрушила жизнь того человека. Эти слухи уничтожили его семью, его работу, его репутацию. Ему пришлось уехать оттуда навсегда, уехать разбитым, израненным человеком. Тот, кто пересказал историю, узнал о происшедшем и о том, что слухи были ложные. Из–за его языка была разрушена жизнь невинного человека. Он пошел к пастору (которого называли “Св. Отец”) и сказал: “Св. Отец, я разрушил жизнь человека своими словами” и рассказал ему все, как было. “Св. Отец, прошу вас… я очень сожалею, могу я найти прощение за этот грех?” Пастор сказал ему, что все не так просто и сначала ему надо взять мешок перьев и положить по одному у крыльца каждого дома в деревне. Хотя человек счел это довольно странным, он очень хотел найти прощение и потому последовал указаниям. После он пришел к пастору и сказал, “Св. Отец, я сделал, как ты просил, могу я теперь быть прощен?” “Пока нет, сын мой”, ответил пастор, “теперь тебе надо пойти обратно и собрать каждое перышко, что ты поместил у порогов домов”. “Но, отец, мне никогда не удастся этого сделать, ветер давно унес эти перья!” “Да”, сказал пастор, “так же и наши беспечно брошенные слова, разлетаясь, уничтожают жизни людей!” Именно поэтому так верна арабская поговорка: “не высказанному слову господин Ты, сказанное господин над тобой”. Язык – опасное орудие и сегодня нам очень важно понять насколько каждый из нас участвует своими устами в разрушении, нежели чем в созидании. Тех, кто исповедует Иисуса Христа своим Господом и серьезно относится к призыву Писания отражать всей (ВСЕЙ) своей жизнью Христа и свидетельствовать о Нем, я хочу просить сегодня честно (Бог нам сегодня свидетель) ответить на несколько вопросов, касающихся наших уст… Обижал ли я кого–либо словами, сказанными мной в гневе? Говорил ли я когда–либо что–то, чтобы принизить другого? Обсуждал ли я другого человека за его глазами, думая, что делаю это из добрых соображений? Говорил ли я насмешливо о чьей–то странности? Распространял ли я когда–либо слух о другом, думая, что это правда? Говорил ли я когда–либо другому то, о чем потом сожалел? Был ли я источником пересудов о другом человеке: “представляешь, что сделал тот-то?” Если мы хоть на один из этих вопросов ответили “да” (а, скорее всего, больше, чем на один и делали это не один раз), то и мы участвуем во грехе, о котором пишет Иаков. Проблема большинства из нас в том, что мы не осознаем, насколько важна чистота наших уст, в то время как Иисус говорил: “как вы можете говорить доброе, будучи злы! Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда; ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься” (Мф. 12:34–37). Часто мы думаем: главное вера, а остальное уже как получится… То, что мы говорим важно, потому что отражает то, что в нашем сердце и влияет на все стороны нашей жизни. В Исаие 50:4 говорится: “Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал подобно учащимся”. Иаков не дает нам ответа, но он ставит нас перед необходимостью осознать тот факт, как часто мы согрешаем словами, как дар Божий созидать словом мы обращаем в орудие разрушения… осознать это в сокрушении и покаянии. Бог дает нам сегодня ответ, дает его, как мне кажется в Псалме 18, в котором псалмопевец говорит о красоте Божьего закона и в тоже время осознает, что так часто не послушен ему. Он молится о прощении и просит защиты, чтобы более не согрешать. В конце Псалма он доверяет, посвящает свои уста, все свои слова и мысли Божьему попечению. Псалмоповец молится: “Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения. Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и избавитель мой!” Единственный способ укрощения языка – подчинить наши жизни полностью господству Иисуса Христа. Если мы позволим Богу, то Он силен усмирить наш язык, нашу речь, преображая все нашу сущность, и освятить дар слова, чтобы мы могли созидать, а не разрушать, исцелять, а не ранить, объединять, а не разделять, укреплять, а не поражать. Господи, помоги нам, очисти нас, преобрази, господствуй и в наших сердцах и в наших устах!!! Призыв к поклонению (на Пс. 114) Лидер: Господь услышал моление наше Церковь: Милостиво приклонил к нам ухо Свое Лидер: Потому будем призывать Его во все дни наши Церковь: Доверяя заботы наши Тому, кто так сильно любит нас! Лидер: Мы приходим, ибо в Его присутствии покой душам нашим. Церковь: Мы приходим поклоняться святому имени Господа! Аминь! Молитва исповедания Мы сознаем, Господь глаголящий молостиво, что наши слова далеки от того, что Ты желаешь для нашей жизни. Мы торопливы в отношении наших словами и беспечны с чувствами других людей. Мы причиняли боль словами нашим детям, родителям, близким, братьям и сестрам во Христе, даже незнакомым. Мы с волненьем вспоминаем слова Иисуса о том, что будем в ответе за каждое праздно сказанное слово. Бог благодати и Бог милости, прости нас, прости наши согрешение в слове и исцели наши души, чтобы мы могли созидать и утешать детей Твоих своими словами. Аминь. Прощение Братья и сестры, услышьте слова Псалма, “Милостив Господь и праведен, милосерд Бог наш, возвратись душа моя в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя”. Доверьтесь Христу и вести о том, что в Нем мы прощены. Аминь. Молитва благодарения Нет другого как Ты, Искупитель. Наши сердца переполнены надеждой и утешением ибо Ты благ превыше нашего понимания. Когда мы осознаем как сильно мы противились Твоей святой воле и глубину Твоей любви к нам, мы находим исцеление и смирение. Кто мог любить нас больше? Мы живем в разбитом, запутавшемся мире и мы благодарим Тебя за то, что Ты не бросил этот мир и не бросил нас. Ты призываешь нас, освобождаешь нас, обновляешь нас и посылаешь нас являть миру Твою любовь. Мы славим Тебя за радость быть частью Твоего замысла и спасения этого мира. Любящий Бог, помоги нам изо дня в день все больше осознавать дар, что Ты дал нам. Осознавать присутствие Твоего Святого Духа, что Ты дал нам. Укрепляй нас силой, чтобы нам становиться по истине Твоим народом и совершать Твое дело в этом мире. Мы славим тебя и возмосим к Тебе наши сердца. Аминь. Молитва посвящения Мы приносим Тебе сегодня эти дары, Господь, зная, что Твоей рукой Ты даешь нам все, что мы можем воздать Тебе сегодня. Благослови нас и помоги нам быть верными служителями всего того, что Ты доверяешь в наши руки. Аминь. | |
Просмотров: 485 | Загрузок: 65 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |