Среда, 15.01.2025, 21:34
Приветствую Вас, Гость | RSS
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Проповеди

14.02.2010_Прощеное воскресенье
14.02.2010, 19:41
Пастор Татьяна Кантарелла

Псалом 36:1–11, 39–40; Бытие 45:3–11, 15; 1 Коринфянам 15:35–38, 42–50; от Луки 6:27–38

Простить – значит перестать «сводить счеты»

Вы знаете, все предыдущие годы я скептически относилась к традиции «прощеного воскресения» в нашей стране, не потому что я не верю в прощение, а как раз наоборот, верю и потому, что не хочу участвовать в поверхностном отношении к нему.  Несколько праздников в году побуждают людей вспомнить о любви и прощении, два из которых соединились сегодня вместе – прощеное воскресенье и день Св. Валентина. Я отношусь к этим праздникам скептически, потому что та рекламная любовь и однодневное прощение, которое большинство людей принимают в эти дни, по большому счету, ничего не меняют в мире.  Праздничные открытки наполнены громкими фразами, романтическими и пафосными словами, которые уже через несколько дней затеряются за совершенно иной реальностью отношений, отношений полных нелюбви, непрощения, обид и сведения счетов. Однако на этой неделе мне не давало покоя то, что эти два праздника: любви и прощения совпали в один день и то, что каким–то удивительным образом тексты Писания, что мы слышали сегодня, выпали именно на сегодня (я не подбирала их специально к случаю!) Как если бы Бог пытался сказать мне: этот день не обязательно должен быть просто формальным упоминанием прощения и любви для вас, Я могу сделать для вас этот день днем сверхъестественного преображения земного в небесное. Так родилось то, что я буду говорить и делать сегодня с чувством глубокого волнения, которое после 10 лет проповедования чувствуешь все реже. Это чувство, которое рождается, когда знаешь на 100% – сам Бог ведет тебя в определенном направлении. Прошу вас, помолитесь со мной, чтобы мы слышали сегодня Бога.  

Если присмотреться к миру повнимательней, мы увидим, что он построен на принципе «сведения счетов», который и является главным убийцей человеческих отношений. Руандские племена Тутси и Хуту постоянно ждут своей очереди отплатить друг другу, в результате 800 тысяч людей только в резне 1994 года погибли от руки своих же сородичей. Священные места в Иерусалиме снова и снова раздираемы конфликтами, потому что каждая сторона считает, что не ответить на жестокость ответной жестокостью – будет воспринято как признак слабости.  Весь мир строится на принципе «сведения счетов», если кто–то причинит тебе вред, ты должен причинить ему вред в ответ, чтобы поставить его на место.   И даже в положительном смысле мы тоже привыкли «сводить счеты». Кто–то дарит вам подарок, и вы спешите одарить в ответ. Кто–то приглашает вас в гости на чай, и вы отвечаете тем же. Такова система отношений в мире – система «сведения счетов».

И как уместно, что именно на этой неделе мы, последователи Христа читаем слова Иисуса, говорящие о совершенно иных стандартах любви, любви, которая не вместится на страницах праздничных открыток; любви, которая представляется не в виде розовых губок и влюбленных глазок, не в виде романтических поцелуйчиков и встреч, украшенных купидонами и кружевами. Иисус говорит о любви, как об отказе «вести счет» и желании играть по иным правилам, по Божьим правилам, преображающим мир не на один день в году, а навсегда.

Мы претыкаемся с вами о заповедь Иисуса «любить врагов», которая кажется абсурдной и невозможной по меркам мира, ведь враг по определению этот тот, кто достоин ненависти, а не любви. Но эти, казалось бы «невозможные» слова, Иисус обращает не ко всем, а к Своим ученикам, т.е. к тем, кто готов слышать даже то, что пока не может понять во всей полноте.  Ясно одно, каждое слово Иисуса показывает, что настоящая любовь от Бога – это отказ от «сведения счетов», любовь Бога в мире радикально иная.  «Любите врагов» – враг, которого отказываются ненавидеть, перестает быть врагом, потому что «счета с ним» уничтожены. «Благотворите ненавидящим вас», вместо того, чтобы отвечать на их ненависть ненавистью, отвечайте им добрым делом. «Благословляйте проклинающих вас», вместо того, чтобы отвечать на злое, острое, критическое слово таким же соответствующим, ответьте словом добрым, благословенным.  «Молитесь за обижающих вас», вместо того, чтобы взвесить обиду и желать обидчику зла, просите Бога явить ему свою благодать и милость, какую вы хотите, чтобы Бог являл и вам.  Все эти выражения подчеркивают одну и туже мысль: ученики христовы живут не по принципу «зуб за зуб», а по принципу «побеждая зло добром». 

Таким же образом Иисус говорит нам не довольствоваться даже «позитивным» сведением счетов, «любя любящих нас», «делая добро тем, кто нам делает добро», «давая взаймы лишь зная, что мы получим свое».  Ведь все это естественно даже для этого мира, и ожидается от людей, которые ни малейшего понятия не имеют ни о Боге, ни о Его любви.  Многие верующие довольствуются такой своей любовью к своим избранным друзьям, но как мы видим, совершенно напрасно, ибо даже неверующие поступают так, но это мало что меняет в мире, потому что мир (и многие верующие в месте с ним) продолжает сводить счеты. 

Мартин Лютер Кинг понимал, что Христос призывает к совершенно иной, радикальной любви.  Когда враждебно настроенная группа сожгла его дом и его соратники хотели ответить на это погромами, не желая более терпеть пренебрежение со стороны общества. Они хотели жечь дома белых людей, чтобы те почувствовали на себе, как страдали они сами. Это инстинктивное чувство, когда нам наносят удар или обиду – нанести ответный удар, на оскорбление ответить оскорблением, на проклятье проклятьем. Но Мартин Лютер Кинг собрал своих соратников, полных готовности нанести ответный удар и сказал им: «когда живешь по правилу – око за око и зуб за зуб – вскоре окажешься в обществе слепых и беззубых людей».  Эти слова остудили пыл его соратников, и они разошлись с уверенностью, что только радикальная Божья любовь может победить зло, и что победят они голосованием, а не оружием, политическими переговорами, а не перестрелкой, ответной любовью, а не ответной ненавистью.  Ведь ответная жестокость порождает лишь еще больше жестокости, ответная ненависть еще больше ненависти.  Мы знаем это и на нашем собственном опыте.

История Иосифа, которую мы прочитали сегодня в книге Бытие, является одной из моих любимых. Иосиф, много лет назад из зависти и нелюбви был продан своими родными братьями в рабство шедшему мимо египетскому каравану.  Прошло много лет и многое изменилось в жизни Иосифа. После многих лет рабства, благодаря своей мудрости и честности он становится важной фигурой в Египте при дворе фараона.  Затем в земле наступает голод, и братья Иосифа оказываются в Египте, прямо перед ним, не узнавая, кто перед ними стоит.  Вот это случай! Представьте себя на месте Иосифа – одним мановением руки он может отплатить им за то зло, что совершили с ним братья, он может лишить их жизни или навсегда сделать рабами, чтобы они на себе прочувствовали то, что чувствовал он!  Мало кто из нас испытал нечто сравнимое тому, что испытал на себе Иосиф, наши обиды даже близко не стоят к тому, что он пережил от руки братьев!  Мы бы не упустили шанс «восстановить справедливость», но Иосиф не делает этого, он отказывается «сводить счеты», он порывает с прошлым и «приглашает братьев тоже оставить это печальное прошлое позади».  И он не просто прощает их, а решает сделать им доброе, позаботиться о них в дни голода, не позволить им умереть.  Кто-то возможно думает: я так не могу! А знаете почему, он смог поступить так? Потому что глубоко верит, что даже во всей этой обидной ситуации Господь был с ним. Да, братья поступили с ним жестоко и продали его в рабство, но он верит, все, все равно в руках Божьих, и именно «Бог привел его в Египет и сделал отцом фараону и начальником в доме его и во всем Египте». Благодаря своей вере, он уверен: Бог послал братьев к нему не для того, чтобы Он мог отомстить им, а «чтобы он смог сохранить им жизнь».  Во всем, что произошло с ним, Иосиф видит любящую, милосердную Божию руку и провидение.  У Иосифа есть все основания по мирским стандартам, чтобы отомстить, но он не делает этого, потому что это не его путь, это не путь Бога.  Иосиф не «сводит счеты», потому что он, прежде всего и во всех обстоятельствах – человек Божий и за всеми событиями своей жизни он видит Бога, который действует, чтобы ради него даже зло обратить в добро.

Иосиф – пример того, что благодать Божия может совершить в человеческой жизни: преобразить проклятье в благословение. Иосиф являет образ Бога, Который имеет все основания отвергнуть упрямое человечество, но вместо того, Бог любит людей настолько, что Сам решает участвовать в их страданиях. Именно это, по словам Иисуса, и является тем, что должно побуждать христиан любить других радикальной любовью.  Он не дает нам обещания, что такая наша любовь изменит отношение неприятелей к нам, или изменит их поведение или даже наши чувства по отношению к ним.  Единственная причина, исполнять эту трудную заповедь Иисуса, дана им в 35 стихе: «любите, благотворите, давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего, ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». Именно это, говорит Иисус, и есть наивеличайшая награда – быть подобными Своему Небесному Отцу детьми, не желающими более участвовать в том, как люди калечат друг друга, «сводя счеты», а дарующими прощение и любовь в той же щедрой мере, в какой они получили их от Отца.

Писание, говоря о мере, говорит так же и трудные слова «какою мерою мерите, такой же отмерится и вам: не осуждайте и не будете осуждены, прощайте и будете прощены». Здесь та же мысль, которую Матфей в своем евангелии выражает еще радикальнее: «а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:15). Но "смысл здесь не в том, что Бог отказывает нам в прощении, как бы намеренно удерживая его, напротив, Бог всегда готов простить нас, но если с нашей стороны мы не желаем распространить это прощение на других, то просто оказываемся неспособны вместить сердцем дарованное нам Господом прощение. Пока мы сами не начнем прощать, мы не будем открыты для Божьего прощения. Не Бог нас не впускает, но мы, нашим жестокосердием и неумолимыми обидами, захлопываем дверь перед Его лицом” – пишет Епископ Каллист.

Еще одно радикальное отличие любви, о которой говорит Иисус от популярного понятия любви – это то, что любовь не чувство, не эмоция в отношении другого человека, а действие. Господь знает, что мы далеко не всегда можем изменить свои чувства в отношении тех, кто поступает против нас, но мы можем поступить, действовать определенным образом по отношению к ним. Даже когда мы не можем изменить внутри чувство неприязни к человеку, в наших силах все же сказать ему «здравствуйте». Иисус не говорит: «чувствуйте любовь, к тем, кто обидел вас», Он говорит: «благотворите, т.е. делайте доброе, правильное», «благословляйте, т.е. говорите доброе, правильное» и «молитесь», т.е. просите Бога, чтобы Он это доброе совершил. Любовь, к которой призывает Господь – это милостивое отношение к другим людям и коренится оно в самой сущности Бога – ибо Бог милостив.

Именно Божья милость – начало исцеления от жестокости и ненависти этого мира. Томас Мертон писал: «начало борьбы против ненависти, основной христианский ответ на ненависть не заповедь любить, а то, что обязательно предшествует ей – заповедь верить.  Корень христианской любви – это не желание любить, а вера в то, что тебя любят и пока человек это не поймет, пока не свершится по милости Божией это освобождение, люди так и будут оставаться узниками ненависти.  Заповедь Иисуса любить радикальной любовью дана тем, кто некогда жили в неблагодарности и зле, но приняли милость и любовь Божию, и теперь могут видеть в лице врага – лик Божий».

В ответ на Божью великую милость к нам «умереть должна вся наша враждебность, а не все наши враги, чтобы в нас ожила Любовь и привела нас Жизни. Наши многолетние ненависти, еженедельные вражды и ссоры, ежедневные раздражение и жалобы могут быть похоронены, чтобы посеянное в тлении восстало во Христе в нетлении, чтобы мы носили в себе образ небесного, как некогда мы носили образ плотского».

Я узнала, что в традиции восточной церкви существует чине взаимного прощения, который в это воскресенье совершается во многих монастырях и храмах, когда служитель, преклонив колени перед своей паствой, просит прощения: "Простите меня, грешного”, и тогда все остальные, каждый, встав на колени, этими же словами просят прощения у него. Прощение дается по принципу "один на один”, а затем все члены собрания встают и, обходя друг друга, испрашивают и получают прощение каждый у каждого.  Епископ Каллист пишет: этот чин взаимного прощения не просто обряд. Он может быть, и часто бывает, глубоко действенным событием, изменяющим жизнь тех, кто в нем участвует. Я могу вспомнить случаи, когда обмен прощениями накануне Великого поста послужил мощным стимулом, внезапно разрушающим давние преграды и позволяющим по-настоящему восстановить отношения между людьми.

Когда я прочитала, я почувствовала такое сильное волнение от того, какую силу может возыметь это действо, но и страх перед мыслью: а мы, как община осмелимся ли на такой шаг, который потребует серьезной готовности преодолеть и свою гордыню, и смущение и неловкость. К тому же, что делать, если у кого-нибудь не хватает сил попросить прощения у того, кого он считает виновным перед собой (а не себя самого!). На это Митрополит Вениамин говорит: "прежде всего нужно сказать словами Самого Господа: "Невозможное для человека - возможно Богу!" Решись попросить прощения, а уж прочее сделает Сам Господь. Поэтому не говори: это дело непосильное мне! Это - неправда: Бог поможет!"

Сегодня я хочу, чтобы мы решились просить прощения каждый у каждого, один на один, не думая о том, заслуживает ли человек того, а о том, что никто из нас не заслуживал прощения Божия, но Бог даровал его все равно.  Именно поэтому мы просим прощения, говоря: "Прости мне все прегрешения, вольные или невольные!” И прощаем, говоря: "Бог простил, и я прощаю”. Найдите в себе смелость сказать это каждому брату и сестре, а Бог сделает остальное.







Категория: Проповеди | Добавил: moscownazarene
Просмотров: 427 | Загрузок: 43 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта