Главная » Файлы » Проповеди |
15.08.2010_От Луки 10:38–42
29.08.2010, 16:26 | |
Пастор Татьяна Кантарелла Псалом 51; Бытие 18:1–10a; Колоссянам 2:1–10 ЛУЧШИЙ ПУТЬ: ВИДЕНИЕ, потом СЛУЖЕНИЕ От Луки 10:38–42 Сегодняшняя евангельская история продолжает повествование о пути Иисуса в Иерусалим, который шаг за шагом продолжает учить нас о следовании за Иисусом и о том, что значит быть Его учениками. Мы прочитали, что Иисус приходит в одно селение, и первой мы видим в этой истории женщину по имени Марфа, пригласившую Иисуса и Его учеников к себе в дом. Она, вероятно, приготовила комнату для них, и, приняв гостеприимство Марфы, Иисус пользуется случаем и начинает говорить с учениками и всеми присутствующими. Затем в истории появляется сестра Марфы Мария, о которой Лука говорит нам лишь две вещи, что она «села у ног Иисуса и слушала слово Его». В это же время Марфа старательно пытается оказать Иисусу достойные гостеприимство и заботу. Она суетится на кухне о большом угощении, беспокоится, чтобы все было правильно и очень спешит. Торопясь поставить на стол еду, она замечает, что Мария вместо того, чтобы ей помогать сидит среди других учеников Иисуса, слушая Его слова. Марфа была очень недовольна тем, что ей приходилось делать все самой, и стала проявлять немалое раздражение в отношении Марии. Войдя в комнату, где был Иисус, она говорит, «Господи, или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне!» Как иронично, что, казалось бы, страстное желание Марфы послужить Господу «как можно лучше» заканчивается раздражением, злобой и беспокойством. Давайте сделаем небольшую паузу здесь и подумаем. Представьте Марию, слушавшую у ног Иисуса и не помогающую своей сестре. То, что она находилась в присутствии Господа, тогда как культура ее общества требовала от нее, что бы она находилась на кухне и помогала там, было невиданно. А Марфа? Марфа, казалось, была женщиной, любящей служить, трудолюбивой, заботливой, и верившей, что предложение сытного обеда, чистых одежд и гостеприимного дома были выражением набожности. Видя Марию сидящую и ничего не делающую, понятно, что Марфа потеряла самообладание и потребовала от Иисуса, чтобы тот заступился за нее. Ответ Иисуса Марфе удивляет всех. Он не сказал ей, «ты права, Марии надо бы быть гостеприимнее». Не сказал Он и Марии, «женщина, тебе следует служить, а не сидеть тут, сложа руки». Вместо этого, Иисус сказал Марфе: «ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала лучшую часть, которая не отнимется у нее». Марфа спешит «скорее делать что–то для Господа», а Иисус говорит, что прежде требуется другое. «Мария же выбрала лучшую часть». Что же это за «лучшая часть?» Отношения со Христом. Часто, читая эту историю, мы делаем вывод, что вера Марии более возвышена и ее любовь к Богу более «одухотворена», и потому Иисус приводит ее в пример, но мы глубоко заблуждаемся. Христианская вера – не что-то абстрактное, оторванное от повседневной жизни и чисто духовное. Христианская вера всегда облечена во что-то конкретное и активное. Бог не написал нам с небес романтическую записку, спустив ее к нам на облаках: «Здравствуй, мир, я люблю тебя!» Вместо этого, Бог пришел в этот мир во плоти, в Иисусе, который обитал среди нас, участвовал в страданиях и трудах земной жизни, учил и исцелял, прикасался и принимал пищу, умер и воскрес телесно. Воплощение Иисуса означает то, что мы находим Бога не в каких-то абстрактных потусторонних размышлениях, а в земных реалиях. Действия Марфы не были неважными, как многие начинают понимать из этой истории, и кто-то должен был делать то, что делала она, кто-то должен был оказать гостеприимство, вскипятить воду и нарезать лук. Мы не раз говорили с вами, что настоящая любовь действенна. Что значит, например, для родителей любить своего ребенка? Это значит не просто испытывать к нему теплые чувства. Любить ребенка значит учить его завязывать шнурки, аккуратно смывать с его пораненной коленки спекшуюся кровь, успокаивать его, когда ему приснится ночью страшный сон и делать ему любимый бутерброд; помогать ему с домашней работой по математике и просиживать ночи напролет у его кровати, когда он болен. Или представьте тех, кто служит в церкви – группу прославления приходящую рано утром в воскресенье и задерживающуюся допоздна в среду, чтобы репетировать песни; или тех, кто убирается в церкви, приходя после работы уставшие, хотя могли бы отдыхать в уюте своего дома; или учителей воскресной школы, подготавливающие картинки, бумагу и клей неделю за неделей, ожидая прихода детей, чтобы рассказать им о Боге; или те, кто еженедельно навещает больных в больнице или ходит в приют, чтобы дать общение детям. Разве это просто суета? Я так не думаю. Именно через все это христианская вера и любовь обретает форму, и я не думаю, что Иисус сказал бы христианам, выносящим судно за больным человеком или моющим пол в церкви или готовящим обед для детского лагеря: "Вы, ребята, слишком о многом беспокоитесь. Оставьте детей, нуждающихся, церковные ответственности и придите, сядьте тут, сидите и размышляйте. Будьте духовными – это лучшая часть”. В этой истории Иисус не говорит о предпочтении некоего «особо духовного», молитвенного пути, пути служения. Нельзя забывать, что история, что мы прочитали сегодня, рассказана сразу после истории о Добром Самарянине, что мы слышали на прошлой неделе и эти две истории неотделимы друг от друга. Часто считалось, что, в то время как Добрый Самарянин иллюстрирует исполнение заповеди «любить ближнего как самого себя», то противопоставление Марии Марфе – «любить Господа Бога всем сердцем, всею душею и всем разумением». Самарянин – пример любви к ближнему, а Мария – любви к Богу – именно поэтому Мария сидит у ног Иисуса. Но не все так просто и ясно. Проблема в том, что эти две заповеди невозможно отделить друг от друга. В христианской жизни они неразрывно переплетены вместе и порой невозможно сказать, где кончается одна и начинается другая. Мы являем нашу любовь к Богу, любя ближнего, а истинная любовь к ближнему порождается нашей любовью к Богу. Это две стороны одной монеты. Чтобы понять, как эти две заповеди являются двумя сторонами одной монеты, нам надо обратить внимание, что Мария отмечена не за свои действия, а за свое внимание к словам Иисуса, за то, что отношения с Иисусом для нее важнее всего. А ее место рядом с историей о Добром Самарянине, напоминает нам, что вера в Иисуса – это не только любовь к ближнему, но и любовь к Богу, не только активное служение, но и внимательное и терпеливое ожидание Божьего Всесильного Слова. Самарянин и Мария неотделимы друг от друга. Добрые дела без слушания Бога могут легко превратиться в пустую занятость, и потеряют смысл. Слушание Слова без исполнения – быстро станет насмешкой над Словом. Когда мы понимаем это, то приближаемся к пониманию сегодняшней истории о Марии и Марфе. Нет ничего плохого в том, что Марфа желала приготовить для Иисуса ужин. Именно так люди проявляют любовь и гостеприимство и заботу. Нет ничего плохого, и напротив – очень даже хорошо - проявлять любовь к Богу и ближнему, угощая кого-то пирогами и яблоками, убираясь в церкви и подготавливая клей и бумагу для воскресной школы, приходя рано в воскресенье утром для репетиции; нет ничего плохого в гостеприимстве Марфы – она делала доброе дело – важное дело – дело служения. Вот только если мы пытаемся делать добро и совершать служение без жизнь-дающего Слова благой вести, без видения, которое может дать только Бог, мы быстро и отойдем от цели и утомимся. Мария избрала слушать Слово, Иисуса – живое Слово, пришедшее прямо к ней в дом. Чтобы ей любить Бога и ближнего, чтобы ей являть гостеприимство страннику и заботиться о потерянных, ей было необходимо слушать и доверяться тому, что Он говорит. Наш мир нуждается в христианах, которые, прежде всего, страстно любят Христа и слушают Его. Именно такие христиане приносят глоток свежего «божественного» воздуха в застоявшийся мир, ибо то, что они делают из этой любви, становится частью того, что Бог желает делать в этом мире, а не просто бесконечной чередой дел. Я читала об одном собрании социальных работников, где одна женщина рассказывала о группе студентов, с которыми ей пришлось встретиться. Она с радостью говорила о них: «Эти студенты так целеустремленны, и не только в отношении своей карьеры. Многие из них вызывались бесплатно быть репетиторами отстающих детей из соседней школы. Другие работали в приюте для бездомных, раздавая еду. На прошлой неделе они участвовали в протесте против апартеида в ЮАР…» Чем дальше она говорила, тем больше ухмылялся один пожилой еврей, слушавший ее со всеми остальными. Он ухмылялся все больше, пока это не стало ее отвлекать. «Я сказала что-то смешное?» спросила она его. «Нет, нет, простите», ответил он. «Просто я слушал вас и думал – вы говорите, что эти студенты хорошие ребята и это действительно так. Вы говорите, что они участвуют в благих социальных проектах, и это так. И я подумал, что им не хватает лишь одного – видения Божьего спасения для этого мира». Все удивленно посмотрели на этого пожилого еврея, а он сказал, «нет, правда, если у вас нет видения того, что Бог делает, чтобы преобразить все свое творение, то вы не сможете вставать каждый день, чтобы раздавать бездомным суп. В конце концов, вы быстро оставите эту затею». А такое видение можно обрести только у ног Иисуса, принадлежа Ему, и слушая Его, чтобы знать, что Он желает для этого мира. Однажды, молодой монах подошел к Матери Терезе и сказал, что дело всей его жизни помогать прокаженным, и он хочет все свою жизнь посвятить именно этому. Мать Тереза посмотрела на него и ответила, «дело вашей жизни не помогать прокаженным, дело вашей жизни принадлежать Христу». Именно об этом сегодняшняя история – наше главное призвание принадлежать Христу. На похоронах Матери Терезы было сказано, что всю свою жизнь она посвятила тому, чтобы любить Иисуса, а ее жизнь настоящее свидетельство тому, что истинная действенная любовь к людям рождается только из любви к Иисусу и из желания слушать Его. Христианам надо понимать, что побуждает нашу веру к действию. Что подвигает нас служить Христу? Что подвигает нас служить людям, делать добрые дела, даже во имя Господа? Если у вас не видения того, что Бог совершает, все эти дела вскоре опостылят вам. Мария сидит у ног Иисуса и слушает Его Слово, принимает Его видение для этого мира, а без этого Слова, мы, как и Марфа, не можем долго продолжать быть гостеприимными к этому миру. Все эти дела вскоре превратятся в беспокойство, отвлекут нас, озлобят, утомят и обессилят нас. Со Словом Божиим, однако, мы можем предлагать пищу голодным, нежно заботиться о тех, кто болен, с любовью мыть церковный пол, оставаться допоздна в церкви, чтобы вести молитвенное собрание, готовить клей и бумагу для воскресной школы во имя Иисуса Христа. Когда мы привыкаем просто «делать» и перестаем сидеть у ног Иисуса, чтобы слышать Его, чтобы обретать Его видение того, как можем участвовать в том, что Он делает в этом мире, тогда наше служение превращается в суету, в соревнование с другими, в раздражение, когда кто-то пытается внести что-то новое в то, что мы привыкли делать, иногда в чувство, что хочется все бросить, потому что мы очень устали, или же в раздражение, что что-то попросили сделать кого-то другого, а не нас. Без видения Божия для этого мира, которое мы обретаем у ног Иисуса, мы не видим то, что Он совершает в мире, и что именно желает делать через нас. Мы видим лишь бесконечную череду человеческих бед, которые мы не можем восполнить, дел, которые никогда не сможем переделать и людей, которые мешают нам делать привычное. Что слышала Мария у ног Иисуса? Что слышим мы? Какое слово мы слышим от Господа? А слышим мы то, что наши жизни сокрыты во Христе, что Бог действует в мире, чтобы исцелять, питать и восстанавливать, а потому имеет значение и то, что мы делаем для других, действительно имеет значение, и мы можем доверять Богу и надеяться, что Бог творит мир заново. Если вы слушали Иисуса, но так и не взялись за дело, сегодня прекрасное время начать. А если вы изнемогли делая и делая, потому что не обновляли своего видения того, что Бог совершает в мире – сегодня прекрасное время сесть у Его ног и слушать. Давайте помолимся. Боже, Ты научил нас, что путь к жизни – это любить Тебя всем сердцем, и ближнего своего как самого себя. Но так часто мы одолеваемы требованиями жизни, что не можем ни одно из них исполнить хорошо. И мы просим Тебя, Иисус, посети наши сердца сегодня, приди и говори к нам среди наших занятых жизней. Помоги нам как Марии, пребывать у Твоих ног и слушать Твое Слово, дарующее жизнь. И затем, услышав Твое Слово, помоги нам, изо всех сил служить, но не как это пыталась делать Марфа – просто по привычным канонам мира и традиций, а служить так, как Ты желаешь, ведомые тем, что ТЫ желаешь совершать в этом мире через нас и во имя Сына Твоего и Спасителя нашего Иисуса Христа. Аминь. | |
Просмотров: 423 | Загрузок: 31 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |