Главная » Файлы » Проповеди |
01.03.2009_“Вера наоборот"_Русский
28.02.2009, 12:31 | |
Пастор Татьяна Кантарелла Псалом 102:1–13; Осия 2:14–20; 2 Коринфянам 3:1–6; от Марка 2:13–22 ВЕРА НАОБОРОТ В еврейской традиции есть предание о пророке Илии. Предание представляет его не просто пророком, а еще и неким чудотворцем. Согласно одной истории Илия шел по городу и услышал звуки музыки, раздававшиеся из огромного красивого дома. Там явно шло пиршество. Илия повернулся кругом и превратился в человека, одетого в лохмотья. Он постучал в дом, но когда хозяин отворил и увидел его, мягко сказать, скудный вид, то сразу же захлопнул перед его носом дверь. После чего Илия еще раз повернулся кругом и превратился в человека, шикарно одетого во все самое лучшее и снова постучал в дверь. Когда хозяин открыл и увидел такого респектабельного человека, то незамедлительно пригласил его войти. В доме был накрыт длинный богатый стол. Илия немедленно подошел к нему и начал набивать карманы всеми этими угощениями. Гости с недоумением смотрели на это зрелище издалека. Потом Илия запихнул еду себе за пазуху, перелил через плечо вино и хозяин дома потерял терпение и спросил, “почему вы ведете себя так странно?” “Я пришел к вам в лохмотьях”, ответил Илия, “и вы не пригласили меня войти. Потом я, тот же человек, пришел в наилучших одеждах, и вы пригласили меня на пир. Я пришел к заключению, что вы пригласили не меня, а мои одежды. Поэтому именно их я кормлю и пою вашим угощеньем”. Предание гласит, что гостям стало очень стыдно, и они потупили взор, а когда подняли глаза, Илия уже исчез. Очень часто Иисус учил подобными действиями–притчами и вызывал подобный эффект. Евангельское чтение сегодня повествует о двух диспутах, на которые Иисус, с одной стороны, отвечает присказкой, а с другой так же и своими действиями–притчами. Первой притчей в действии были трапезы Иисуса с теми, кого фарисеи не подпускали к себе на расстояние вытянутой руки: “мытарями и грешниками” (2:16). Этому осуждению с их стороны предшествует то, что Иисус, видя Левия, мытаря, бросает ему вызов – следовать за Ним. Левий был занят своим обычным делом, когда Иисус призвал его, он находился на пересечении дорог и собирал пошлины и налоги для царя Ирода. Вы уже знаете, что мытари славились своей нечестностью и вымогательством, никогда не вывешивали официальный прейскурант и собирали с народа больше положенного, обирая “благочинных евреев.” О мытарях говорили, что “более всего их интересуют деньги и менее всего праведность и уважение людей”, поэтому Левий был наименее вероятным кандидатом в ученики Иисуса, чья слава распространялась с огромной силой. Один этот призыв должен был вызвать у набожных евреев непонимание. Но Иисус не только призвал такого человека как Левий, но еще и пришел в дом к нему, и ел за одним столом с кучей других таких людей, мытарей и грешников (2:15). Есть за одним столом, как в то время, так и сейчас является символом полного принятия тех, с кем садишься за стол. И то, что ставили Иисусу в вину книжники и фарисеи, “что он ест и пьет с мытарями и грешниками,” на самом деле было притчей в действии. Нам трудно сегодня прочувствовать силу такого обвинения, современным умом мы думаем, “но разве не все грешники?” и часто считаем фарисеев самодовольными и лицемерными фанатиками. Но не все так просто. Во-первых, не все в те дни считались грешниками. В эту категорию включались лишь некоторые люди: прокаженные (проказа считалась знаком Божьего наказания за грех), калеки, слепые, язычники, Самаритяне, мытари (потому, что они сотрудничали с Римом), большая часть бедных и женщины, которые преступали сложившиеся нормы приличия. Т.е. в то время это была довольно большая группа людей, которую совершенно очевидно притягивал к Себе Иисус. Набожные Евреи так же считали, что держаться от грешников надо подальше, потому что грех – некая “духовная зараза”, которую можно подхватить, а общение с ними может испортить репутацию. Фарисеи же не то, чтобы специально возносили себя выше других, но совершенно искренне стремились сохранить себя и не “заразиться” грехом, стремились серьезно воспринимать призыв Бога, “Будьте святы, ибо Свят Я, Господь Бог ваш.” Они просто считали, что для исполнения этой заповеди им надо держаться подальше от всего того, что не свято и не чисто, и потому очень серьезно относились к тому, с кем общаться, а с кем нет. Любого грешника надо было держать на расстоянии, сначала “продезинфицировать” его покаянием и исполнением религиозных обрядов, которые сделают его приемлемым Богу и соответственно безопасным для общения им. Ведь фарисеи верили всем сердцем в то, что Бог не принимает грешников и не прощает их. Бог принимает к Себе только праведных, т.е. тех, кто исполняет закон, соблюдает все религиозные правила и держится подальше от нечестивых – эта тема встречается в ВЗ не раз. Грешники, они считали, отвергнуты Богом, и их должно держать на расстоянии от приличного общества, что бы не испортить и его. Но Иисус намеренно приближался к грешникам и разделял с ними, трапезу, не боясь оскверниться грехом от прикосновения к посуде, к которой прикасались грешники. Это было Его притчей в действии, цель которой было показать проблему фарисеев: ИХ ВЕРА И ПОНИМАНИЕ БОГА БЫЛИ НАОБОРОТ. Прежде чем подпустить к себе грешника, они требовали от него четкое покаяние, Иисус ничего не требовал и привлекал людей к Себе. Фарисеи смотрели на них свысока, Иисус смотрел на них, чтобы найти и спасти. Иисус всеми своими действиями показывал, что Бог не отвергал грешников, привлекая к Себе лишь праведников. Бог не такой, каким Его представляли фарисеи: Он не требует, чтобы грешники сначала становились “достойными”, и лишь потом приходили к Богу. Приемлемыми, как в случае с мытарем Левием, их делает готовность принять призыв Иисуса и следовать за Ним. Свои действия Иисус так же подкрепляет поговоркой: “не здоровые имеют нужду во враче, но больные”, “Я пришел призвать не праведников к покаянию, но грешников.” Какой врач требует от больного, чтобы тот выздоровел, прежде чем он придет к нему с визитом? Так же абсурдна и вера НАОБОРОТ, которая считает, что прежде чем прийти к Богу, человек должен сделаться достойным!!! Ту же самую истину мы видим и в жизни пророка Осии, которая тоже была божественной притчей о том, какой, на самом деле, Бог. Господь повелел Осии жениться на блуднице, она рожает ему троих детей и затем бросает его, но Осия вновь принимает ее как свою жену. Это было иллюстрацией того, как Бог поступал со своим народом, снова и снова неверным Ему; Бог снова и снова привлекал его к Себе, принимая, несмотря на их неверность. Мы видим, однако, что вера НАОБОРОТ представлена не только фарисеями, но учениками Иоанна Крестителя. Второе обвинение, выдвинутое против Иисуса: “почему Твои ученики не постятся, ведь всем известно, что люди по настоящему верующие (т.е. ученики Иоанна и фарисейские) постятся?” То, что говорит здесь Иисус нельзя воспринимать как отвержение поста, как такового, ведь, как мы видим из Его слов: бывают времена, когда и Его ученикам будет уместно поститься. Но вот, что пытается сказать Иисус. Пост в то время ассоциировался с несколькими убеждениями: со страхом нечистых духов, оградиться от которых человек мог постом; пост считался ‘набожным делом’, которым можно было расположить к себе Бога, искупить свои грехи, показать свое смирение перед Богом. Пост так же считался знаком ожидания пришествия Мессии. И дело не в том, что Иисус считает пост совершенно ненужным, но показывает, что духовность тех, кто исполняет все религиозные законы (включая пост и соблюдение субботы) – это кандалы, которыми они отягчают жизнь, в то время как Иисус пришел и принес Божье Царствие, принес прощение грехов, исполнил ожидание грядущей славы, и ИСТИННАЯ вера – это не кандалы, а крылья, позволяющие духу воспарить. Вера в то, что, постясь (или исполняя какие¬–либо другие религиозные действия), человек становится более святым, более угодным Богу – это все та же вера НАОБОРОТ, даже среди учеников Иоанна, которые крестились в покаяние грехов. И это Иисус иллюстрирует поговоркой: “никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо новое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже прежней”, равно как “никто не наливает нового вина в уже до предела растянутые старые мехи, потому что брожение нового вина разорвет старые мехи.” Понятно, что слова Иисуса – это не урок по домоводству, эти истины были знакомы всем Его слушателям. Но эти сравнения показывают, что пришедшее в Иисусе Божье Царство не совместимо с прежней религиозностью, что ИСТИННАЯ ВЕРА это не ВЕРА НАОБОРОТ, которой обладали фарисеи и ученики Иоанна. Однако Иисус говорит все это и христианам, которые с одной стороны исповедуют свою веру в Иисуса Христа, а с другой пытаются жить по старым понятиям: веря в свою состоятельность перед Богом, держа тех, кто не соответствует нашей духовности на расстоянии вытянутой руки, исполняя некие религиозные обряды с чувством обязанности, как если бы мы несли на себе кандалы. Это особенно ярко будет проявляться в приближающие недели великого поста. Но Иисус пришел не для того, чтобы немного подлатать веру фарисеев, или подправить веру учеников Иоанна, Он пришел, потому что их вера была НАОБОРОТ, Он пришел, чтобы совершенно преобразить человека и дать ему ИСТИННУЮ веру. Однако не надо думать, что Иисус просто постоянно тусовался с грешной толпой, и Своим присутствием в их домах одобрял их образ жизни, Нет, Он принимал их к Себе для того, чтобы дать исцеление душ и преображение жизни. Бог приглашает и принимает людей, не разделяя их на классы: святые – грешные, чистые – нечестивые, праведные – неправедные, Он всех призывает Своей благодатью и любовью, чтобы ‘заразить их Своей святостью’. Иисус подчеркивает пропасть: между верой, что Бог держит грешников подальше от Себя и принимает к себе праведников; верой, которая стремится заслужить доступ к Богу, и верой в Благую Весть о том, что Бог принимает к Себе всех тех, кто желает придти. Иисус являет контраст между религиозностью, которая отягчает душу, как кандалы и верой, которая позволяет парить в радости. Между верой, которая сначала требует измениться, я лишь потом принимает и Божьим прощением ни за что, которое совершенно меняет наше настроение и отношение к жизни, освящая нас. Кто–то сказал, “другие религии – результат того, что человек ищет Бога, а христианство – это результат того, что Бог ищет и принимает человека, даже самого недостойного в глазах мира.” И как видно к концу Евангелия – мы все среди тех грешников и недостойных, которых Иисус пришел призвать к покаянию, и который Сам из мытарей делает Своими учениками. Но если честно, слишком часто вера христиан все еще остается верой НАОБОРОТ. Как и фарисеи, мы зачастую держим на расстоянии вытянутой руки тех, кто не соответствует нашим нормам, кто не такой как мы, кто в каком–то смысле “ниже нас”, “хуже нас”, менее духовен. Мы приветствуем в свою жизнь и в нашу общину тех, кто более всего подобен нам, кто не нарушит наших, более или менее, идиллических отношений. Мы благодарны за то, что Бог принял нас Своей благодатью, а подсознательно продолжаем думать, что мы здесь, потому что каким–то образом более других это заслужили. Фарисеи стремились быть святыми, как их призывал Господь, но они заблуждались, потому что понимали замысел Бога совсем НАОБОРОТ. Сегодня Бог продолжает призывать свою церковь быть святой, но как нам исполнить этот призыв? Если святость Божья это не что–то, что Ему надо оберегать, а “Божья удивительная, преображающая сила”, которая даже мытарей делает учениками Христа, то и церковь должна и может обладать этой преображающей силой Бога. Но как редко мы видим преображенные жизни людей, и как часто думаем о ком–то, что они “неспособны измениться.” Но, возможно все дело в том, что люди в нас самих не видят ‘бывшего мытаря и грешника’, преображенного в ученика Христова, а видят в нас фарисея, считающего себя “достойным”, а их “безнадежными.” Апостол Павел называет нас “посланием Христовым”, и если мы действительно послание Христово, что читают по нему люди? Читают ли они по нашей жизни все туже ВЕРУ НАОБОРОТ, и понимают из него, что прежде чем придти к Богу, им надо исправиться, и что вера – это довольно неудобные кандалы, которые придется носить, или того хуже, что наша жизнь, ничем не отличается от их, хоть мы и исповедуем Христа… Или же мы пришли ко Христу ни с чем и, будучи приняты Им, несем Благую Весть всем, не взирая на лица, не только “приводя людей ко Христу, но неся Христа людям”. Наша жизнь – единственное Евангелие, которое некоторые люди увидят за всю свою жизнь. Будет ли наша жизнь действительно посланием Благой Вести о Боге или же вестью плохой? Является ли наша жизнь свидетельством того, что благодать Божия прежде принимает, а потом способна совершить в любом, кто примет Божье приглашение, удивительное преображение. Оставим нашу веру НОБОРОТ в прошлом и будем, преображаемые любовью нашего Господа, Христовым посланием, хорошей новостью, посланием благодати друг другу и другим. | |
Просмотров: 628 | Загрузок: 79 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |