Главная » Файлы » Проповеди |
08.02.2009_rus
08.03.2009, 16:34 | |
Псалом 24:1–10; Бытие 9:8–17; 1 Петра 3:18–22; от Марка 1:9–15 1е воскресенье Великого Поста, 8 марта, 2009 Потопы и пустыни В это воскресенье мы начинаем наше путешествие по Великому Посту. Все тексты Ветхого Завета за исключением одного последующие недели будут объединены одной темой – завета Бога с Израильским народом. Он Ноя к Аврааму, Моисею и Иеремии, тема завета поведет нас к Пасхе и завету, данному в жизни, смерти и воскресении Иисуса. Писание сегодня объединяет два образа, между которыми на первый взгляд нет ничего общего – потоп и безводную пустыню. Но и объединяет то, что как избыток воды, так и его недостаток приводят к смерти. И избыток воды, и ее недостаток символизируют самые глубокие страхи человечества. Ветхозаветный текст, что мы прочитали сегодня – это слова Бога, завершающие страшное разрушение, принесенное, так называемым Вселенским Потопом. Перед нами следствия того, что началось, когда Господь увидел, как велико стало развращение человечества, созданное по Его образу и подобию, и что все мысли и помышления их были “зло во всякое время” (6:5). Писание говорит, что Господь “восскорбел в сердце Своем и раскаялся, что создал человека”. История гласит, однако, что, увидев Ноя, человека праведного по жизни, Господь решает дать шанс спасения и сообщает ему о грядущем потопе. Но чтобы спастись Ной должен поверить Богу и построить по Его слову ковчег. Как мы знаем из истории, Ной доверился Богу и сделал то, что Ему было сказано; сделал, несмотря на насмешки со стороны окружающих, ведь на горизонте не было не то чтобы потопа, а даже признака дождя. Но Ной поверил Богу и ответил на благодать и возможность спасения своим послушанием, в то время как народ продолжал наполнять землю злодеяниями даже пред лицом Божьего предупреждения о том, что грядет катастрофа. Конец истории мы знаем: потоп все же случился, и спасся лишь Ной со своей семьей и всей живностью, а то живое, что было на земле, погибло. Эта печальная история – история человечества, которое безнадежно пало и погибло от своих злодеяний. Это предпоследняя часть истории Божьего сотворения мира и его глубокого падения, которое завершится строительством Вавилонской башни и окончательным распространением греха человечества по всей земле. Удивительно то, насколько описание Потопа перекликается с сотворением мира в 1 главе Бытия. Бог создал мир из хаоса, в котором “земля была безвидна и пуста, и Дух Божий носился над водою”, но Бог преобразил этот хаос, “собрал воды в одно место и создал сушу”, а на ней всякую душу живую, включая человека, которому подарил власть и свободу над творением. Но человеческое беззаконие, безбожие привели к возвращению хаоса, и вода вновь покрыла всю землю, унося с собой жизнь. Потопы лишают нас всего, даже опоры под ногами. Пойти вниз, значит исчезнуть навсегда. Вода – одна из тех величайших сил на земле, перед которыми мы, даже в век великих технологий, оказываемся беспомощными. Но то, что особенно важно в этой истории – после трагической гибели всего живого кроме семьи Ноя, Господь не рад – Он опечален случившимся и решителен – никогда более не позволять подобному проклятию разрушать землю за грехи человека. Бог решает хранить землю, чтобы она продолжала развиваться и жить, как установлено ей: чтобы дни сменялись ночью, чтобы холод сменял зной, лето зиму. Господь решает, несмотря на человеческий грех – никогда более не позволить хаосу вернуться и разрушить все Его творение. И в результате этого решения Бог заключает с Ноем, его потомками и всеми будущими поколениями завет, обещая, что никогда более Он не позволит земле быть уничтоженной. Интересно то, что Ной не играет никакой роли в этом соглашении, не получает никаких обязательств. Этот завет полностью – инициатива Бога, жест Его милости, щедрости и самоотдачи в ответ на грех человечества. И этот завет Бог заключает “навсегда!” Заветы часто скреплялись каким–то знаком, и знаком этого завета Бог делает радугу. Почему радугу? На иврите слово “радуга” (буквально “дуга”) – то же слово, которое означает боевой лук. Бог Свое обещание хранить землю, невзирая на человеческий грех, подкрепляет тем, что “вешает” в небе, откладывает в сторону свое оружие, Он не хочет быть врагом, не желает быть “против”. Эта “дуга” в небе – знак мира, примирения. Бог намерен быть в мире с миром, несмотря на то, как непокорен был человек. Нас, возможно, удивит, но Писание говорит, что радуга стала знамением, прежде всего не для нас, а для Себя. Дважды Бог останавливается, чтобы посмотреть на “дугу” и вспомнить о Своем обещании. Она не даст Ему забыть Его обещание! Именно поэтому, когда Израиль будет видеть радугу, то будет знать твердо: Бог не забудет оставаться щедрым и милостивым, даже когда человеческий грех будет заслуживать возмездия. Радуга напоминает тем, кто пережил множество потопов, что мир, несмотря на весь грех и его последствия, безопасен, ибо Божье обетование также верно, как верна эта радуга. Эта радуга приглашает довериться, ибо мир, Божье творение – в Его руках безопасно. Это знак того, что Бог помнит, что Он не забыл, что Его “память” о нас сильнее нашей “забывчивости” о Нем, Его желание воскресения к новой жизни побеждает наш грех, жаждущий разрушать и умерщвлять. Этот завет – исключительно добровольный жест милостивого Бога миру. И миру не пришлось не просить, не заслуживать, не даже отвечать на этот дар! Продолжение существования творения и сейчас и в будущем покоится исключительно на Божьем решении не стирать Его с лица земли, чтобы потом начать заново. Альтернатива хаосу безбожного мира – Божий верный завет! Бог даже хаос и разрушительность воды способен сделать обетованием жизни. В руках и под властью Бога вода – сохраняет жизнь и очищает, обновляет силы и дает залог будущего. И потому даже среди такой сокрушительной потери, Ной – воплощение Израиля, и церкви и всего человечества, получает в дар возрождающий завет. “Вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь, как я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю” (Ис. 54:8–9), напомнит Исаия снова о Божьей вечной любви и милости – единственном якоре спасения, на который может положиться и Ной и каждый из нас. Иисус тоже пережил “потоп” – воды смерти и жизни, когда Его крещение стало первым знамением грядущей смерти, необходимости пройти через хаос, но и знамением Его нового завета. И эти воды крещения повели Иисуса в пустыню. Пустыня – тоже образ потерянности, лишений, если не смерти. У пустыни свой хаос, свои тяготы. В страшной и безводной, в пустыне можно выжить, только перейдя ее. Остановиться, значит погибнуть. Марк в своем Евангелии не дает привычных подробностей искушения Иисуса дьяволом, вместо этого все его внимание на пустыне. Сорок дней, что Иисус проводит там, напоминают и о 40 днях потопа и о 40 годах блуждания Израиля по пустыне и побег Илии от Иезавели в пустыне. Во всех этих историях одна тема ясно прорезается сквозь их различия: “жизни сохранены среди реальной опасности”. Марк очень краток и не описывает подробностей искушения Иисуса, как другие Евангелия, но одно ясно – дьявол не одолел Иисуса. Реальность опасности пустыни Марк подчеркивает упоминанием диких зверей, среди которых был Иисус, но и ими Он не поврежден. Иисус с самого начала своего служения будет оказываться в опасности, в конфликтах, которые приведут Его на крест. А путь чрез пустыню предвкушает эту опасность. Но и пустыня со всей ее опасностью преодолима благодатью Божьей. Как Израильский народ провел сорок лет в пустыне, познавая истину, что только Бог может дать безопасность и направление, что только Бог может стать истинной пищей и водой, так и Иисус проводит свои сорок дней в абсолютной зависимости от Небесного Отца, питаясь не хлебом земным, а волей пославшего Его. И в свое время, Иисус сам станет пищей, не только чудом преумножая хлеб, а, отдавая свое тело и проливая Свою кровь, чтобы мы могли жить. Потопы, пустыни… хаос, разрушения… последствия бесконечной череды человеческого греха продолжаются по сей день. Грех не потонул в водах потопа и доказательство тому в “провальном плане” Вавилонской башни после потопа, и во всех последующих падениях человечества и каждого человека лично. Бог не стер грех потопом, но он и не отменил Своего благословения, не забрал назад свое обетование. Мы все еще живем в постоянной череде человеческих падений, греха, потопов и пустынь. Объединяющим фактором которых является смерть, печальная обреченность каждого человека на смерть. В западной традиции напоминание об этом происходит в так называемую Пепельную Среду – первый день Великого Поста – когда верующие получают крестное знамение пеплом на лбу – напоминание, что из праха мы пришли и в прах возвращаемся. В чем же смысл жизни тогда? К чему куда–то идти, двигаться? В чем смысл преодоления этой бесконечной череды пустынь и пустоты, лишь иногда перемежающиеся оазисами? Чего ждать, будучи бросаемыми без якоря по водам истории? Это не просто философские вопросы человеческой истории. Это вопросы жизни каждого из нас. Снова и снова мы сталкиваемся то с потопом, то с пустыней в нашей жизни. Надежда на лучшее тонет в потоках зла, с которым мы сталкиваемся. Жажда любить и быть любимым так и не восполняется, и мы оказываемся среди безжизненных пустынь равнодушия, обид и ненависти. Желание созидать и строить смывается неконтролируемыми волнами чьего–то желания разрушать. А порой мы сами становимся пустыней, которая в своей безводности не позволяет Богу взрастить в нас новую жизнь. Мы все участвуем в бесконечном цикле человеческого греха. Власть все еще развращает лидеров, потакание своим желаниям все еще разрушает общество. Жадность продолжает подрывать экономические отношения. Грехи отцов отражаются на детях, в том, что дети повторяют их. Мы постоянно сталкиваемся со смертью физической, со смертью духовной, со смертью отношений, с крахом надежд. Мы все тонем. Мы все умираем от жажды в одиночестве. Смерть то как бесконечный потоп, то как бесконечная пустыня. Будь то вода или пустыня, жизнь реально невыносима и страшна, если вода или пустыня это все, что есть. Но благодарение Богу – это не все, что есть, и Божье обещание сохранять созданное им творение все еще верно, и укреплено в Иисусе Христе и идет к окончательному исполнению в мире, в котором царит Бог! И Великий Пост, к удивлению, не призывает нас прятаться от трагедий и смертельности этой жизни, как если бы их не было. Великий Пост зовет нас не бояться, и более того зовет нас пройти и через воду и через пустыню – без страха посмотреть смерти в лицо. Великий Пост смотрит на два главных символа наших страхов и зовет нас пройти через них и выйти на другой стороне. Иисус, Бог воплощенный, призывает нас пройти вместе с Ним воды смерти, пройти, чтобы воскреснуть. Формальный вход человека в христианскую веру (водное крещение) и знаменует внутреннее обновление человеческого духа, наделенного силой воскресшего Христа. Он ведет нас через пустыню богооставленности, чтобы привести в обетованную землю. Сущность Великого Поста – в осознании этой нашей судьбы. Как в дни Ноя, Господь “дугу” – символ оружия – повесил на небосвод, сделав знамением мира, являя свое нежелание человечеству смерти, несмотря на грех. Так же и Иисус (напоминает Павел), не имея греха в Себе, стал грехом за нас, вкусил смерть, чтобы обезоружить ее. Христос, будучи исполнением обетования Божия, преображает символы ужаса и разрушения в символы жизни. Христос ¬– вода, которая не топит, а утоляет жажду и омывает грех. И Он сам проходит пустыни нашей жизни, чтобы стать Путем для нас, выводящим нас из рабства к свободе в Нем и пищей и водой на пути. Без Бога, потопы и пустыни человеческого существования неизбежно несут уничтожение и убивают надежду на то, что смысл жить и будущее есть. Но в Иисусе Христе страх того, что может потопить нас в этой жизни уходит при виде радуги – знамения, что Бог помнит и Бог верен своим обещаниям – Он не желает смерти, Он не передумал. Его лук и по сей день в небе, напоминает нам, что когда Он смотрит на Него, Он помнит о Своем обещании. Последние пару дней я возила наших подростков на православную молодежную конференцию “Путь”. Проповедник из Англии рассказывал вчера историю о своем отце. Он говорил, что иногда, когда он приходил домой, мама предупреждала его, “будь осторожен, отец не в духе, он очень зол” и мальчик в страхе уходил в свою комнату и сидел там до конца дня, слыша, как отец в гневе ходит из одной комнаты в другую, хлопает дверью, кричит на мать. Засыпая с этим чувством страха, он просыпался утром, выходил завтракать, а там отец улыбающийся, радостный. “Привет, сынок, как дела? Какой прекрасный денек!” Дэвид никогда не знал, каким будет отец, всегда жил с чувством неуверенности и страха и делился, что из–за этого, сам того не осознавая, он думал, что Небесный Отец такой же – никогда не знаешь, в каком Он будет настроении, что от Него ждать. Но Бог коснулся однажды его сердца и открыл ему, что Небесный Отец не такой как его земной, Его не бросает из настроения в настроение, Он верен Своей любви, благоволит к нам, даже когда мы расстраиваем Его. Именно об этом история Бытия сегодня. И завет и радуга напоминают – мы можем быть уверены в Боге – Его не бросает из гнева в радость о нас, как может бросать земных отцов – Он благоволит к нам, и его оружие все еще появляется на небосклоне после дождя, и мы можем быть в Нем уверены. Он не желает смерти, Он желает дарить и взращивать в нас жизнь, новую жизнь, полную жизнь, жизнь такую, какой она была создана быть! И в Иисусе Христе даже прохождение через безводные пустыни, полные реальных опасностей и возможно являющихся последствием наших собственных или чужих грехов может стать Путем к обетованной земле. “Потому что Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но, ожив духом… спасает нас воскресением Иисуса Христа”. | |
Просмотров: 544 | Загрузок: 66 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |