Главная » Файлы » Проповеди |
29.03.2009_Исход 20:1–17_"Оставайтесь свободными"
02.04.2009, 11:16 | |
Пастор Татьяна Кантарелла Псалом 18; 1 Коринфянам 1:18–25; От Иоанна 2:13–22 4–е воскресенье Великого Поста Исход 20:1–17 «Завет свободы: оставайтесь свободными» Текст из книги Исход сегодня рассказывает о законе, данном Богом Израильскому народу, а Псалом прославляет закон как дар, оживляющий и просвещающий сердце. Этот энтузиазм Псалма, однако, звучит довольно странно. Такие понятия как “закон” и “желаннее множества золота”, “закон” и “радует душу” кажутся мало совместимыми. Мы привыкли воспринимать “закон” как свод правил, которые скорее отягощают, усложняют жизнь и ограничивают свободу, нежели как нечто, что “окрыляет” и делает жизнь светлее! Эти слова также смешны, как если бы человек восклицал: “о, эти математические формулы, они окрыляют меня, радуют сердце”! Или «Ах, рыбий жир, он слаще меда!» Слова Псалма о законе кажутся нам не менее абсурдными, потому, что мы привыкли воспринимать заповеди как список правил, которые мы “должны” исполнять, которые правильны, но которыми мы постоянно пренебрегаем, чувствуя себя при этом виноватыми. Нам особенно трудно совместить современные понятия свободы и индивидуализма с пониманием закона, который, согласно Писанию, якобы наполняет жизнь смыслом! Но, неужели Псалмопевец просто сумасшедший и говорит несусветицу? Или это мы куда–то не туда забрели с нашим пониманием и взглядом на Божье Слово? Давайте попробуем найти сегодня на этот вопрос ответ! Наше проблема начинается с нашего понимая “заповедей” как списка правил, и с нашего невнимания к тому, что они являются частью очередной истории завета, в которой Бог являет условия Его будущих отношений завета с Израилем. Это третья из историй завета, что предстает перед нами в Ветхом Завете эти недели Великого Поста. Если вы помните – Бог заключил завет с Ноем, все взяв на себя и ничего не требуя взамен. Затем Бог заключил завет с Авраамом, действовал в его жизни, обещая совершить через него удивительное распространение народа, и лишь спустя четверть века пригласил Авраама подумать о том, чтобы ответить Богу, сделать ответный шаг. И сегодня перед нами не просто список правил, а история продолжения отношений с Богом, которая может стать и нашей историей. Послушайте, как начиналась эта история. Вы, наверняка, помните Иосифа из ветхого завета. Он опрометчиво похвалился перед братьями своим сном, согласно которому они все подчинятся ему, а они опрометчиво решили от него избавиться. Убить не убили, а в рабство в Египет продали. Когда караван торговцев уходил вдаль, казалось, что Иосиф был порабощен, а его браться оставались на свободе. Но, странная это штука – быть свободным. Те, кто хвалится свободой, порой совсем не свободны. Эти братья на много лет будут порабощены секретом своего греха, будут жить в страхе, что отец сможет узнать, что они сделали с его любимым сыном. У братьев Иосифа была некоторая свобода, но насколько свободным ты можешь быть, когда твоя жизнь основана на лжи, когда ты каждый день живешь в страхе, что кто–то узнает о том, что ты скрываешь, о твоем грехе, если ты предал того, кто так же близок к тебе, как брат. Одновременно с этим, Иосиф в Египте не имеет практически никакой свободы, он все время служит кому–то. Но он может жить пред лицом правды, а человек, который может без страха смотреть правде в лицо, имеет такую свободу, которую никто не может отнять. Помните, чем кончилась эта история? Иосиф обретает в Египте высокое положение и начинает управлять землей, хотя и подневолен своему господину. Начинается голод по всей земле и его братьям приходится бежать в Египет, чтобы спасти от голода отца и всю семью. И Иосиф оказывается в положении спасти их, немного подержав их в напряжении, он освобождает их от обреченности на голодную смерть и от смертельного приговора вины и страха посмотреть ему в глаза. Он прощает их, а есть ли что–то лучше свободы, которую приносит прощение? Семья воссоединяется в Египте, они начинают привыкать к тамошней жизни, начинают разрастаться и процветать. А Египтяне, напротив, начинают напрягаться, бояться, что число израильтян превзойдет их, и они станут чужими в своей собственной стране. И они решают зажать евреев в тиски, ограничить их свободу, их распространение. И со временем потомки Иакова, которые пришли в Египет в поиске свободы от голода, приходят к осознанию, что сытый желудок это одно, а свобода – совсем другое. Та самая земля, которая дала их брату Иосифу новый шанс на жизнь, отбирает у них жизнь и они хотят вернуть ее. Они взывают к Богу, чтобы вновь обрести свободу, и Он слышит их и посылает Моисея. “Я выведу их из рабства к свободе, и они познают, что они мои”, отвечает Господь. Моисей нехотя принимает роль лидера, и Бог через многодневную борьбу с фараоном выводит народ из Египта, ведет через пустыню, через море, через множество трудностей. Но самое главное – они вышли из рабства и Моисей, и весь народ с ним сразу же провозглашает о том, что сделал Бог: “Господь сила моя и песнь: спасение мое!” (15:2а) Это песнь всех, кого освободил Господь, вывел в пустыню, где они нашли свободу и еще и пропитание три раза в день. И казалось, самое трудное позади. Они свободны от рабства Египта. Они хотели этого, они просили этого, и Бог дал им это. Но, на самом деле, самое трудное началось лишь теперь: теперь, когда они свободны, как им оставаться свободными? Как жить по истине свободной жизнью? Ведь однажды освобожденный может снова стать рабом. Стоит только взглянуть на статистику освободившихся из мест заключения, которые снова возвращаются туда или тех, кто освободился от зависимости и снова возвращается к ней. Тот, кто был спасен, может снова потеряться. Но не обязательно! И Бог знает, что есть один единственный способ сохранить эту свободу – это тот образ жизни, который Он описывает через Моисея на горе Синай. Единственный способ сохранить свободу – это продолжать жить в завете, который Он заключил со своим народом. То, что мы привыкли называть заповедями, правилами, на самом деле, не что иное, как образ жизни, единственный возможный образ жизни для тех, кто желает быть истинно свободными. В этих десяти словах есть сила, сила не в том, чтобы дать свободу, а в том, чтобы сохранить ее. Свободу может дать лишь Бог, но свобода никогда не приходит как что–то завершенное, как высокорослое дерево. Свобода дается, как хрупкий росток, сохранить который надо, питая и взращивая его. И эти десять слов – инструменты, которые Бог дал нам, чтобы взращивать свободу, уже дарованную Им. Все соглашаются, что мир был бы намного лучше, если бы все жили по этим заповедям, но они не действуют, если человек, прежде, не был освобожден Богом. Эти слова бессмысленны, если ты не понимаешь, частью какой истории они являются. Они действенны только для тех, кто знает историю того, что значит быть рабом жизни, из которой сам не можешь выбраться. Человек не может просто начать жить по этим заповедям, если не осознает, насколько несвободен в своей жизни и пока не возопиет к Богу, “спаси меня!” А когда человек взмолится к Богу, “Спаси меня”, эта история становится так же его историей и слова Бога начинают звучать, действительно облегчая душу. Послушайте еще раз, “Я, Господь Бог твой, который вывел тебя из рабства” (20:2). “Я освободил тебя, и теперь ты можешь делать выбор. Твой первый выбор – кому ты желаешь служить. Свобода не означает, что тебе не перед кем не надо отвечать, она означает, что ты можешь выбрать, кто будет твоим Господом. Изберешь других богов, и день за днем будешь терять свободу. Изберешь Меня и будешь все более свободен. Многое что может стать для тебя богом и многие состязаются за то, чтобы владеть тобой, но тебе выбирать водиться ли со всеми этими божками в современном облачении: атеизм, потребительство, национализм, сексизм, эгоизм. Они все пытаются упорядочить жизнь по-своему, отвергая Мои преображающие замыслы свободы для тебя. Но Я – единственно истинный Бог, который принес тебе спасение, дал тебе свободу. Не удовлетворяйся этими второсортными божками. Я – Бог, а не объект или предмет. Если тебе нужно зрительное напоминание о Твоем Боге, посмотри на перемены, которые я совершаю в жизнях. Бездушные предметы не стоят того, чтобы становиться богом. Великие люди не достойны становиться богом. И если твой Бог – это что–то, что можно изобразить на картине или из чего сделать статуэтку – твой Бог слишком мал. Я – личность, а не предмет, Я не “это”, не забывай, что я живой и желаю общаться с тобой. У Меня есть имя и оно достойно уважения, не бросайся им на все стороны и не позорь его своими поступками. Не делай из него просто “полезную вещь”, которую можно использовать для своих целей. Я не средство достижения твоих целей, я хочу быть твоей целью, как и ты – тот, с кем Я хочу быть. Когда ты был в Египте, твои господа заставляли тебя работать по семь дней в неделю. Теперь Я – Твой Господь и настаиваю, чтобы один день из семи ты отдыхал. Тебе придется провести несколько лет в пустыне и не придется зарабатывать пищу. Я дам ее тебе, но ты все равно чти субботу. И когда войдешь в обетованную землю, тебе достанутся дома, что ты не строил и урожаи, которые не сажал, даже тогда когда работать надо будет немного, помни субботний день. Когда твои дети будут еще малы, а родители слишком стары, чтобы работать, пусть они святят субботний день. Если ты разбогатеешь и сможешь нанять прислугу, водителя или кухарку – позволь им иметь субботний день, чтобы не стать таким же господином, как были над тобой египтяне. Ведь суббота лишь частично связана с отдыхом; она – напоминание тебе о том, в чьих руках твоя жизнь. Если ты позволишь мне быть во главе, то будешь чтить субботу. Если же не будешь ее соблюдать, то будет ясно – в твоей жизни главный не Я, а кто–то другой. Не становись неистовым потребителем, который не может перестать зарабатывать и находит радость и смысл лишь во все больших предметах потребления и удобствах. Не позволяй никому порабощать тебя снова, не сменяй египетских господ на других, чтобы они тебе не обещали. Почитай родителей твоих. Не будь, как сыновья Иакова, которые опозорили своего отца, продав в рабство своего собственного брата. Ты видел, какое долгое время потребовалось, чтобы исправить то, что они натворили. Ничто не требует столько времени, чтобы исцелиться, как семья. Но это относится ко всем отношениям во всех поколениях. Что толку, почитать родителей своих и оскорблять супруга? Хранить супружество достойным трудно и так, не добавляй в эти отношения третьего, не предоставляй свою постель, свой взгляд, свои чувства кому–то, кроме своего супруга. Кого ты выбрал, как бы ты не выбрал, выбор сделан, делай все, чтобы оставаться верным ему всю жизнь. Не бери того, что не твое. И это относится ко всему: не отбирай у другого его жизнь или их ценную любовь и отношения с супругом. Не забирай того, что принадлежит другому. И своими словами не лишай их чести и достоинства. Тот, кто чтит мое имя, должен чтить и имя своего ближнего. Как Я – не предмет для использования, так и люди – не предмет или удобство, которое мы можем использовать для себя. Они – наши собратья, спутники в завете и относиться к ним надо с почтением, справедливостью и уважением. Ты можешь подумать, что если ты не берешь чужого руками, то не берешь, но дорогой, даже сердцем и мыслями не овладевай тем, что тебе не принадлежит. Ни рукой, ни сердцем не прикасайся к тому, что принадлежит твоему ближнему.” Это слова Бог говорил и говорит тем, кого освободил. Народ тогда ответил, «Все, что Бог сказал, мы сделаем»! И Бог желает слышать наш ответ, чтобы мы навсегда остались “Его драгоценным наследием”. Трагедией Израиля было то, что он так часто забывал перед Богом свое обещание строить жизнь так, чтобы оставаться свободным. Снова и снова они превращали закон во что-то иное, чем путь сохранения свободы, во что-то, что можно использовать к своей выгоде. Когда Иисус решительно перевернул в храме столы было криком души, что храм, изначально построенный во свидетельство о Боге и для того, чтобы притягивать людей к Богу, сам стал объектом поклонения и самоцелью. А хранители храма использовали его в своих целях, совершенно забыв о завете и вернувшись к жизни в рабстве. И в стремлении сохранить все так, как их устраивает, они даже уничтожат Иисуса, в Ком Бог пришел, чтобы встретить человека! Но не будем спешить показывать пальцем на тех, чьи столы Иисус должен перевернуть сегодня и как другие отошли от свободы, оплаченной Христом. Лучше заглянем в наше собственное сердце: как мы заменяли Божью Благую Весть на то, что подходит нам лучше, как мы оставили свободу, что Бог дал нам во Христе? Если бы Христос сегодня пришел к нам в дом, на работу, в мысли, в нашу церковь, какие столы Он перевернул бы? Он желает разрывать те оковы, в которые мы снова порабощаем себя, Он желает преображать нас, вернуть нас на Его пути, если только мы позволим Ему нарушить наше привычное течение жизни. Бог явил Себя нам в оскорбительном символе поражения – в кресте, напоминая нам, что Живой Бог спас нас, освободил нас и сегодня вновь говорит и нам свои свободу–сохраняющие слова. И даже более, чем Израилю, Бог дал нам Новый Завет, который начертан уже не на камне, а на человеческом сердце, чтобы стать животворящими словами, отражающими Божье сердце, пульсирующими в нас, и с каждым сердцебиением дающими нам все больше жизни и свободы. Но даже жизнь–дающие слова не смогут прижиться, если написаны на холодных, окаменелых сердцах. Подумайте, является ли история избавления из рабства и вашей историей? Молитесь Господу о свободе, о спасении, примите их и услышьте эти слова заповедей сегодня как приглашение жить так, чтобы оставаться свободным. Спасибо Тебе за свободу, дарованную во Христе, помоги мне жить так, чтобы оставаться свободным, помоги взращивать эту свободу, питать ее, укореняться в ней! “И да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!” | |
Просмотров: 529 | Загрузок: 67 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |