Среда, 15.01.2025, 08:17
Приветствую Вас, Гость | RSS
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Проповеди

01.02.2009_русский
06.02.2009, 14:06
Пастор Татьяна Кантарелла

Псалом 61:6–13; Иона 3:1–10; 1 Коринфянам 7:29–31; от Марка 1:14–20
Время Кайрос – шанс ухватиться и держаться за вечное

Каждый год 2 февраля в небольшом американском городке Панксатони (штат Пенсильвания) проводится праздник под названием День сурка: из норы достают сурка и предсказывают по его поведению погоду. Каждый год на этот праздник в Панксатони из Питтсбурга ездит самовлюблённый и высокомерный телеобозреватель погоды Фил Коннорс, которому до смерти надоела его работа и который ненавидит этот фестиваль в глухом городишке. Но однажды Фил, посетив в очередной раз фестиваль сурка, не просыпается на следующий день 3 февраля… он просыпается снова 2 февраля! Он оказывается в некой петле времени, из которой нет выхода: 3 февраля просто не наступает! Фил вынужден снова и снова переживать 2 февраля на фестивале сурка, снова вести оттуда репортаж, снова возвращаться в гостиницу и так каждый новый день. Сначала, Фил решает посвятить этот день удовольствиям: объесться сластями, заняться сексом, ограбить банк и промотать все деньги — но со временем его начинает от всего этого тошнить, а 3 февраля так и не наступает. Фил обращается к врачам, пробует уехать из города и даже пытается покончить жизнь самоубийством, но ничего не помогает — на следующий день он опять просыпается 2 февраля в 6:00 в гостинице Панксатони.  И только испробовав буквально всё и очень устав, но ничего так и не достигнув, Фил, наконец, понимает бессмысленность того, как проживает свое время и решает использовать это время, посвящая этот роковой день сурка бескорыстным, полезным и добрым делам. И на удивление ему самому, совершенно неожиданно, петля времени разрывается и наступает 3 февраля, в которое он вступает совершенно новым человеком.

Эта история, на самом деле, прекрасная притча о том, что есть время. В греческом языке существует два понятия времени, и они пронизывают все Священное Писание. Одно слово – это “хронос” – измеряемое время – дни, недели, годы. Отсюда и слово “хронология” – как одно событие сменяется другим и как долго что–то длится.  С течением этого времени человеческая жизнь движется неизменно к своему концу.  Проводя время, человек часто говорит, что “убивает время”, но греки знали, что, на самом–то деле “время убивает человека”.  Именно это время вело репортера Коннорса к смерти, убивало его бесцельностью, бессмысленностью, пустотой.

Греки осознавали, что не важно как долог или как короток, как повседневен или важен хронос, он не ровня кайросу – моменту времени, возможности, шансу особого качества, нежели количества, важности времени, нежели чем его величине. Они знали, что не важно, сколько времени ты провел с другом, а важно “КАК ты провел это время”. Длина, продолжительность дней – лишь ничтожная имитация и печальная пародия на решительный выбор в решительный момент, каким бы кратким этот момент не был. Кайрос – подходящий момент – момент, который, наконец, заметил репортер Коннорс, на который ответил, что совершенно преобразило его жизнь и открыло перед ним новое будущее.  Именно о таком времени – кайрос – неповторимой возможности, даруемой Божьим посещением, Писание и говорит нам сегодня. Писание приглашает нас распознать это посещение среди нас и принять то, что оно должно неминуемо изменить наши ценности и образ жизни.

В Евангелии от Марка сегодня история начинается с ошеломляющего провозглашения Иисуса, “После того, как предан был Иоанн, Иисус пришел в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия”. Иисус говорит лишь несколько слов, но что есть “Евангелие Божие”, “Благая весть Божия”, которую Он проповедовал.  Эта весть заключалась в том, что время пришло – кайрос пришло, Царствие Божие близко. Покайтесь и веруйте в благую весть! Кайрос – решающее перепутье, божественное вмешательство, не просто какое–то время по календарю.  Это на хронос можно зевнуть, можно забыть среда сегодня или четверг, но кайрос требует радикального ответа, срочного выбора, коренного изменения направления, изменения ценностей. Царство Божие здесь. Провозглашая Божью Благую Весть, Иисус отождествил пришествие Божьего Царствия с собой и потому позвал Симона Петра и его брата Андрея, “Следуйте за мной”. И Марк очень ясно показывает их единогласный ответ: “и они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним”. Затем Иисус позвал еще двоих братьев, Иакова и Иоанна, которые трудились в лодках своих.  И они, оставив все, незамедлительно пошли за Иисусом – оставили своего отца, своих наемников, лодки и сети, все.

Мы очень привыкли к этой истории нам естественно, что Иисус призывает людей идти за Ним, и они бросают все и незамедлительно следуют. Но, поставьте себя на их место, попытайтесь понять, почему они отвечают таким образом?  Ведь это далеко не естественный отклик?  Марк ничего не говорит нам о намерении Иисуса, почему он призвал именно этих четверых? Судя по всему, даже не знали друг друга. Марк ничего не говорит в объяснение о том, почему ученики пошли за Иисусом?  Но из того, что Марк говорит, явно видна бескомпромиссность призыва Иисуса. Эта непреклонность призыва настолько не стыкуется с нашим потребительским обществом, в котором все, даже вера рассматриваются как удобство, которое надо верно упаковать и преподнести.  И второе что Марк говорит нам, что на этот категоричный призыв ученики отвечают без промедления.  Но почему? Увидели ли они для себя возможность продвижения, шаг к чему–то лучшему и большему, чем имели? Марк не дает нам повода думать, что ученики сразу же усмотрели в призыве Иисуса некую награду.  А если заглянуть в последующие главы, то увидим, наоборот, все что им будет когда–либо обещано, так это гонения и противостояние со стороны тех, кто не уверует (13:9–13)!  

Призыв Иисуса не содержал никаких приобретений, наоборот, рыбаки отказывались от надежного заработка и какой–никакой стабильности в пользу чего–то весьма неопределенного.  Что же побудило их идти за человеком, которого они еще не понимают, толком не зная куда, по пути, который не раз напугает и озадачит их? Единственное объяснение происшедшего в том, что эти рыбаки распознали в призыве Иисуса – тот самый, особый, данный им момент – кайрос. Осознали Божье посещение, Божье Царство, на присутствие которого есть лишь один верный ответ – покаяние и вера, реориентация всей жизни, изменение всех ценностей, осознание, что жизнь, такая как она есть, этим пришествием Бога в нашу жизнь может измениться в жизнь такую, какой она должна быть. Эта история о трудном времени, когда весь мир, казалось, говорил “нет” Богу, “нет” Божьей власти и порядку, но когда надежда не сдалась и в лице этих учеников сказала “да” Божьему господству, пришла в покаянии, отказываясь от ложных предположений и дел и обращаясь к Богу с полным доверием, чтобы жить так, как должно, а не так как все и всегда.

Именно это ап. Павел и провозглашает в 1 Коринфянам сегодня, “говорю вам, братья и сестры, время уже коротко” – время как оно есть будет длиться не долго, мир, такой как есть придет к концу.  И потому Павел призывает верующих откликнуться на кайрос, шанс, данный во Христе.  Он предупреждал не откладывать в долгий ящик, не увязать во времени, которому вот–вот настанет конец, отвлекаясь от того, что действительно вечно. Павел осознавал близость Божьего Царства, и понимал, что оно все человеческие отношения и дела делает относительными. Человеческие эмоции “плач и радость”, семейные приоритеты “женаты ли или нет” и экономическое положение, “покупают ли или продают” – все это, хоть и продолжает иметь место, переопределено, потому что замыслы Божии намного больше и шире всего этого.  Павел верил, что с пришествием Иисуса случилось нечто решающее, с пришествием Иисуса, то какой мир сейчас – это не то, каким мир будет.  Он осознал, что в Иисусе пришло обетование нового мира, нового творения, нового порядка, в котором все будет иначе и мало того, это иное начинается уже сейчас, новый порядок уже врывается в человеческую жизнь. И потому те, кто во Христе, уже сейчас имеют свободу видеть мир иначе и не только видеть, но и жить иначе. Тот, кто во Христе, больше не ограничен, не связан тем, как живет окружающий мир, как все устроено в нем.  Мы свободны видеть и жить уже сейчас согласно тому, как все будет в вечности. Именно это Павел описывает, говоря, живите, “как если бы”, живите, как если бы новый мир уже наступил, жизнь не обречена оставаться такой как есть. Повседневная жизнь продолжается, люди продолжают вступать в брак, плакать, смеяться, покупать, продавать, иметь дело с миром. Но тот, кто во Христе делает это не так, как если бы это была самая главная ценность. Все это лишь относительно ценно и все это временно, когда мы видим жизнь в свете вечности, принадлежащей Богу.  

То, к чему призывает Павел, так это к трезвой переоценке, которая возникает, когда мы сталкиваемся с настоящим кризисом, особенно если он внезапен и остр.  Если вдруг наш ребенок серьезно заболевает – это меняет всю нашу жизнь, весь ее ход, привычный порядок. То, что раньше играло важную роль, вдруг оказывается не так срочно, и нашу жизнь мы начинаем упорядочивать в соответствии с истинными вопросами жизни и смерти.  И до тех пор, пока не минет кризис, угроза жизни ребенка, ничто не интересует нас так, как раньше.  И даже когда кризис проходит, след от него неизбежно остается на всех наших ценностях. Об этом и говорит Павел – встреча с Богом, пришествие Иисуса настолько проливает свет на то, что действительно важно по жизни, что все наши ценности претерпевают изменение. Когда понимаешь, что, действительно вечно и имеет значение, начинаешь жить не так, чтобы лишь как–то провести хронос – дни своей жизни, и взять для себя то, что нравится, а чтобы не упустить кайрос – возможность ухватиться за вечное, возможность данную именно сейчас. Павел знал, что мы можем уже сегодня жить, относясь к жизни серьезно, но, не будучи ей поглощенными, смотреть в будущее уверенно, но не наивно! Мы можем жить не так как обычно, потому что кайрос Божьего пришествия в Иисусе призывает к радикальному преображению жизненных приоритетов.  

История Ионы свидетельствует об этом же шансе кайрос.  Большинство из нас кроме кита ничего не помнят из этой истории.  И как верно заметил М. Кембелл: “люди так пристально смотрели на великую рыбу, что не заметили великого Бога”.  А в центре книги стоит именно Божье величие, Его царство, распознать которое и изменить свои жизни получили возможность и язычники Ниневитяне. Пророк Иона, которого Бог послал в Ниневию, чтобы объявить, что ее злодеяния и образ жизни приведут их только к погибели. Иона верит, что Бог – творец всего и который являет себя в творении (в шторме, волнах и ките), чтобы совершить свои замыслы среди людей: в его случает провозгласить Ниневии, что, нарушая всей своей жизнью Божьего нравственного закона, они обрекли себя на погибель.

Но Иона также знает, что Бог – есть Бог избавляющий, “благий, милосердный, долготерпеливый и сожалеющий о бедствии”. Бог не смотрит на погибель человека с довольством, но стремится сохранить жизнь своего творения.  Именно это происходит с Ионой, когда из–за своих действий он оказывается в морской пучине, но спасается от утопления во чреве кита – Он знает – это спасительная Божья рука, потому и молится “к Господу воззвал я в скорби и Он услышал меня”.  И будучи спасен, Иона, наконец, следует призыву Бога и приходит в Ниневию, проповедуя им Божий суд. И как мы читали сегодня, Ниневия осознает свою жизнь в свете Божьей правды, гибельность своего пути и раскаивается.  И не только простой народ, но и царь Ниневии, столкнувшись со словом Бога, можно сказать, осознает возможность жить согласно Павлову “как если бы”. Он дерзновенно решает жить так, “как если бы” Бог мог и решил изменить их будущую судьбу. И то, что удивительно, “Бог тоже раскаялся” и решил избавить Ниневию от бедствия. Бог свободен и готов отвернуть смертный приговор народа, когда его нравственная ситуация коренным образом изменяется.  Именно этого и боялся Иона, когда не желал идти в Ниневию, которую ненавидел, и предпочитал, чтобы она получила по заслугам. Но Бог призывает и Иону и нас – смотри на мир, на Божий мир глазами Бога.  Узри, что Бог близко и пусть этот взгляд преодолеет твою привычную горечь, обиженность, ожесточенное сердце. Увидь, что Бог пришел и пусть Его милосердие зальет твое сердце и даст свободу жить “как если бы” Его вечность уже вошла в твою жизнь.  

Если задуматься, прошлого больше нет, а будущего еще нет и по сути, другого времени, кроме настоящего, не существует. Кайрос, будучи настоящим – есть образ вечной жизни – вечное сейчас, в котором нет последовательности, нет “до” и “после”. И потому, “Пройдут десятки тысяч лет, забудем смерти тень, а Богу так же будем петь, как в самый первый день”.  И это радостная весть для всех – кто млад и стар – возраст не имеет значения, не важно, сколько мы уже прожили, или где, кто правит в мире, действует ли Бог тихо или громогласно, является ли Иисус через что–то обыденное или неким чудесным образом – сейчас “настало время”, и сейчас перед нами “кайрос”, призыв переориентировать свою жизнь из такой как есть в такую, какой она может быть, если Бог будет править в нас. Псалмопевец напоминает: “человек низшего происхождения лишь пар и человек высшего происхождения лишь ложь – если положить их на весы, все они вместе легче пустоты”.  Такова ценность всего, что принадлежит к хроносу, временному – наше прошлое и недалекое будущее, продолжительность жизни – все это придет к концу.

Именно кайрос имеет значение – момент важности и решений.  Это время, о котором Павел говорил во 2 Коринфянам 6:2--"Во время (кайрос) благоприятное я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное (кайрос), вот, теперь день спасения”. Сейчас – единственное время, когда мы можем ухватиться за вечность. Царствие Божие близко, как мы ответим, как перестроим свои ценности и жизни? Именно сейчас мы призваны не упустить возможность, время Божьего посещения, отчетливое биение сердца, время ухватиться и держаться за вечность.

Аминь.
Категория: Проповеди | Добавил: tcantarella
Просмотров: 610 | Загрузок: 75 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 tcantarella  
0
Слава Богу!

1 Тамара  
0
Отлично!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта