Главная » Файлы » Проповеди |
10.05.09_Добрый Пастырь и пастыри миру_рус
12.05.2009, 09:28 | |
пастор Татьяна Кантарелла Псалом 22; Деяния 4:1–12; 1 Иоанна 3:16–24; От Иоанна 10:11-18, 24–30 Добрый Пастырь и пастыри для мира Евангелие от Иоанна мне часто напоминает детективные рассказы, в которых думаешь что понимаешь что происходит, а потом оказывается совсем наоборот. Читаешь Иоанна и думаешь, что знаешь к чему ведет Иоанн, но Евангелие потом являет совершенно иной смысл. Читая от Иоанна, снова и снова находишь двойной смысл и подтексты, оно очень не похоже на другие Евангелия. Один пастор сказал, “Если Евангелия от Матфея, Луки и Марка подобны работам Рембрандта, то Евангелие от Иоанна – работа Пикассо!“ И наверное это так, но лишь потому, что у Евангелистов разные цели. Цель Иоанна явить, что Иисус был Мессией посланным Богом. И для того, чтобы донести эту мысль он использует образы и метафоры. Образ, который Иоанн использует в сегодняшнем тексте – это образ пастыря и его овец. Иоанн не первый, кто говорит о Боге как о Пастыре Своих овец. Псалом 22говорит, “Господь пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться“. Этот образ играл важнейшую роль на протяжении всей истории Израильского народа. За 586 лет до рождества Христова Вавилоняне напали на Иерусалим и завоевали Израиль. Многих Евреев они отправили в Вавилон, где те провели в пленении много лет. Во время этого пленения одним из пророков был Иезекииль, через которого Бог призывал Израильских лидеров к ответу. Бог довольно сильно обвинял их, говоря, “Вы думаете только о себе, вы не заботитесь о Моих овцах! На них нападают дикие хищники, а вы оставили их на произвол судьбы! “ Бог противопоставляет хороших и плохих пастырей. Плохие пастыри заботились лишь о себе и о своих нуждах. Хорошие пастыри заботились о нуждах своих овец. И поскольку лидеры народа не были хорошими пастырями, Бог говорит, что Он сам теперь будет Пастырем Своего народа: “Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный. Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде. И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем.“ (Иезекииль 34:11-12, 15-16, 23) Это было обетование о Мессии, исполнившееся в Иисусе, который пришел и стал Добрым Пастырем для своего народа. Все евангелия подчеркивают пасторское сердце Иисуса. Матфей говорит: “Увидев же толпы народа, Он сжалился над ними, потому что они были изнурены и полегли, как овцы без пастыря” (Мф. 9:36). Лука рассказывает о пастыре, оставляющем 99 овец, чтобы идти на поиски одной потерянной овцы. А в Ев. От Иоанна Иисус говорит, “Я – Пастырь Добрый. Пастырь Добрый полагает жизнь свою за овец”. Я человек городской и видела овец лишь издалека. А когда читала литературу на эту тему, то одно было ясно – овцы довольно глупые животные – так что эта метафора не очень–то льстит нам. Радует вот что – Ев. от Иоанна не столько говорит об овцах, сколько о Пастыре. Все дело в Нем. Пастырь – тот, кто не позволяет овцам заблудиться. У нас есть тенденция идти не туда куда надо. Исаия говорит, “все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу“. Нам часто кажется, что по ту сторону забора трава зеленее, и мы заходим все дальше и дальше и теряемся. Нам хочется идти своим путем, но Добрый Пастырь всегда рядом, чтобы найти нас и вернуть нас домой. Говорят также, что хороший пастырь не гонит овец, он их ведет их, а они следуют за ним. Пастырь это тот, кто защищает, заботится. От чего–то мы можем защититься сами, но по большому счету мы все равно нуждаемся в защите. В древнем Израиле загоны для овец строились либо смежено с домом, либо со скалами, так что высокие скалы или стена дома служили оградой, и создавали безопасное место для овец. Был только один вход и один выход из загона – это проход в передней части загона. Ночью пастырь убеждался, что все овцы находятся в загоне, и ложился на ночлег в проходе, рискуя своей собственной жизнью, для того, чтобы защитить своих овец. Поступая так, он как бы говорил, “чтобы добраться до них, вам сначала надо пройти через меня“. Единственной причиной, по которой пастырь рискует своей собственной жизнью, защищая овец, является то, что овцы ПРИНАДЛЕЖАТ Ему. Когда кто–то просто следит за чужими овцами, это совсем другое дело. Иисус говорит о разнице между наемниками и Добрым Пастырем. Наемники, конечно, могут защищать овец, но вряд ли будут жертвовать ради них жизнью. У Евреев был закон, что наемный пастырь был обязан защищать овец, если на них нападал один волк, но если “два или более волков нападали на стадо овец, тогда человек не был обязан отвечать за нанесенные убытки, он имел право бежать, спасая свою собственную жизнь“. И вряд ли станешь винить убежавшего. Но даже владельцы овец хоть и рисковали своей жизнью за них, вряд ли ОТДАВАЛИ ее, защищая их. Пастырь понимал, “я не могу спасти их всех, лучшее, что я могу сделать – это уменьшить потери“. Это нормально. Хороший Пастырь может рисковать своей жизнью за своих овец, но вряд ли положит за них жизнь. Но Иисус не просто хороший пастырь, Он Добрый Пастырь с большой буквы, который не только готов участвовать в нашей жизни и рисковать ради нас, но был Он готов положить за нас свою жизнь! Он положил за нас жизнь, потому что мы ЕГО овцы! Он искупил нас и питал нас и врачевал нас и защищал нас! И благодарение Богу за это, потому что мы нуждаемся не просто в пастыре, который заботится о нашем благополучии… нам нужен Спаситель, которому не безразлична наша вечная судьба. Он Добрый Пастырь, потому что Его смерть означает жизнь для Его овец! Этот образ Иисуса наполняет наше сердце некой идиллией. Но нам надо понять еще одно из этих слов Иисуса. Жизнь пастырей/пастухов не была сказочной и живописной, как мы привыкли представлять. Пастушество было опасным, трудным и утомительным занятием. Как говорил один человек, “пастухи были грубоватые и проводили время в полях, нежели чем в высшем свете. И когда Иисус говорил “Я – Пастырь Добрый” он вызывал неоднозначную реакцию в религиозной элите, отождествляя Себя с простыми людьми. Сегодня Он мог бы сказать “Я Добрый Гастарбайтер”. Иоанн в своем Евангелии пытается сказать тоже, что Лука в своем, когда рассказывает притчу о Добром Самарянине в которой, как вы помните, человек был ограблен, побит и оставлен умирать. Два представителя религиозной уважаемой элиты проходят мимо, спеша по своим делам. А героем истории Иисус делает Самарянина, что было немыслимо для слушателей, который считался нечистым, недостойным доверия. Но именно он перевязывает раны, оказывает помощь и заботится о пострадавшем. И смысл той истории был не просто: будьте добрыми и помогайте другим (к чему мы обычно сводим ту историю). Иисус говорил через эту притчу: Царствие Божие приходит неожиданными путями, через неожиданных людей, через Бога, который переворачивает с ног на голову наши ожидания и предвзятость. Добрый Самарянин. Добрый Пастырь. Занимающие низкое положение, сомнительные, подозрительные, презренные; те, на кого махнули рукой, исключили: обратите на них внимание – Бог, возможно, действует среди них. Добрый Самарянин посвящает себя служению незнакомцу, тому, кто, возможно, сам, пренебрег бы им, если был бы здоров. Добрый Пастырь кладет жизнь Свою за овец. Мы много сказали о том, что Добрый Пастырь делает, а посмотрите, что говорит Добрый Пастырь: “Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести и они услышат голос Мой” (Ин. 10:16). Ясно, что Иисус говорил о язычниках, о том, что они будут привиты к Израилю. Но что это значит для нас и нашего времени? Мы все склонны возводить заборы и очерчивать четкие границы, но Доброго Пастыря, кажется, не интересуют, а то и гневают заборы, которые отделяют одних овечек от других. И послание Иоанна, что мы прочитали сегодня, дает логическое завершение этим словам Иисуса, открывая полное значение нашего нахождения и служения в этом мире. “Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои друг за друга…дети мои, станем любить не словом или языком, но делом и истиной” (1 Ин. 3:16, 18). Видите ли, чтобы действительно быть общиной Христовой, нам надо убедиться, что благая Весть, которую мы проповедуем – эта та же Благая Весть, которую мы являем на деле – начиная друг с друга. И Евангелие и Послание соединяются вместе в призыве исследовать нашу веру, нашу общину и увидеть, насколько велика пропасть между любовью, о которой говорим и любовью, которую мы, действительно, являем. Добрый Пастырь отдал Свою жизнь за нас совершенно добровольно, “никто не забирает ее у Меня, я Сам отдаю ее” (Ин. 10:18). И вместе с удивительными словами 22 Псалма мы обретаем потрясающий образ Бога, который дает прибежище и “подкрепляет душу мою” (Пс. 22:3). Но послание Иоанна являет, что эти прекрасные слова и образы так же и опасны. Иоанн связывает решение Иисуса с теми решениями, которые мы принимаем сегодня по Его примеру: “Мы познаем любовь в том, что Он положил за нас Свою жизнь. И потому и мы должны полагать жизнь свою друг за друга”. Ныне наша очередь, очередь Тела Христова, становиться пастырями этому миру, не отказывать, а щедро раздавать Божью любовь и милость всем, кто окружает нас. Сейчас не привести всех примеров того, как это можно делать – их несчетное количество! У каждого из нас есть шанс каждый день “любить не словом и языком, а делом и истиной”. И сегодня Добрый Пастырь среди нас, и мы знаем, что Он отдал за нас Свою жизнь и потому мы можем любить глубоко и полно, знаем, что Бог всегда приглашает, но никогда не заставляет, знаем, что самые темные и страшные долины мы всегда проходим с нашим Проводником и Пастырем. Сегодня мы соберемся у Стола Господня и давайте помнить, что Добрый Пастырь – это так же и жертвенный Агнец, положивший жизнь, чтобы принять ее вновь. И когда мы участвуем в Его смерти и воскресении, когда едим от Его хлеба и пьем из чаши спасения, “мы знаем, что он пребывает в нас”. И это не что иное, как дар. И Псалом, который мы читали сегодня, тоже звучит у этого стола: “Ты приготовил мне трапезу в присутствии врагов моих” (22:5). И это возвращает нас к настойчивому посланию Иисуса, что Он приводит к Себе всех: друзей, врагов, чужаков, изгнанных – и когда мы празднуем у Его стола, преграды рушатся, разделения преодолеваются, единство достигается. “И будет одно стадо и Один Пастырь” (10:16). И вкушая эту благость, мы обнаруживаем для себя, что у нас есть все, в чем мы нуждаемся: “Господь – пастырь мой, и я ни в чем не буду нуждаться”. Помолимся. | |
Просмотров: 867 | Загрузок: 73 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |