Главная » Файлы » Проповеди |
23.05.2010_Пятидесятница 2010_Sid
31.05.2010, 11:35 | |
Сидней Демент Деяния 2: 1-21; Псалом 103: 24-34, 35б; Римляне 8: 14-17; Иоанна 14: 8-17 (25-27) Пятидесятница: Наречие души Сегодня мы празднуем уникальное событие в жизни церкви. Спустя пятьдесят дней после пасхи, после распятия и воскресения Христа, апостолы исполнились Святого Духа, и всё изменилось в их личных жизнях, и в их общей, соборной жизни. Община ста человек в этот день стала общиной нескольких тысяч человек. Но здесь главное не количество, а качество. Что-то действительно изменилось качественно в маленькой группе людей, которые уже несколько лет следили за пророком нового, в основном Галилейского, религиозного движения. Мы уже слышали сегодня, как это было с исторической точки зрения. В Деяниях Святых Апостолов мы читаем о происшествии, о чудесах сошествия огня и говорения на других языках и наречиях, мы читаем о том, как тысячи людей обращаются к Богу. Но эти события нам, наверное, хорошо известны. Сегодня давайте послушаем, что Бог нам говорит о себе через эти события и чудеса. Кто Он, тот, Которого исполнились апостолы? Кто Он, тот, который явился в виде огненных языков? Кто Он, тот, который говорил через апостолов, и который сегодня хочет говорить нам? Если Пасха -- праздник Иисуса, то Пятидесятница -- праздник Святого Духа. Сегодня мы празднуем историческое событие, но более того, мы празднуем и вспоминаем Святого Духа и пророчество о Нем. Да, именно пророчество. А самый главный Пророк Пятидесятницы -- это Иисус. Ведь в вознесении Он же сказал апостолам оставаться в Иерусалиме, доколе не облекутся силою свыше. Ещё раньше Он же сказал апостолам об Утешителе. Ибо Иисус -- Сын, Мессия, Царь, Слово во плоти, но к тому же еще и Пророк. Вот давайте прочтём пророчество Пророка Иисуса Христа о пришествии Святого Духа. Евангелия от Иоанна 14: 8-17 (25-27) Это одни из самых важных слов в Библии для нас -- христиан. Читая эти стихи, можно много о чем задуматься. Во-первых, Иисус объясняет Святую Троицу. Мы могли бы сегодня долго рассуждать о взаимоотношениях Бога Отца, Сына и Святого Духа. Во-вторых, просьба Филиппа вообще поучительна. Кого же из нас не мучила такая же просьба когда-нибудь? "Господи! Покажи мне Себя! Я хочу видеть! Другие могут не видеть и все-таки верить, а я не могу. Если бы я только видел своими глазами, я поверил бы крепче, я знал бы как поступать, я не сомневался бы в Твоем присутствии”. Но сегодняшнее слово для нас с вами -- другое. Сегодня Господь хочет говорить нам не о разуме, не о вере и не о догматике. Сегодня Бог нас призывает почувствовать и услышать Себя, Утешителя, предреченного Божьим Сыном Иисусом. Пока я готовился к проповеди, Бог постоянно меня привлекал к осознанию общности всех стихов, зачитанных сегодня, и особенно к теме слова, к теме языка, которой все эти стихи насыщены. Начнем со 103-его (сто третьего) Псалма о сотворении земли и неба, и всех живущих на земле птиц, зверей, рыб. Бог все это сотворил Словом. Иоанн в первых словах своего Евангелия так многозначительно проводит параллель с первыми словами книги Бытия. В Бытии написано: "В начале сотворил Бог небо и землю”. В Евангелии написано: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”. Читая эти стихи, я всегда думаю об Иисусе, а не о Святом Духе. И действительно здесь говорится об Иисусе, в 14 стихе это становится очевидно: "И Слово стало плотию и обитало с нами”. Но когда я стал больше читать о Пятидесятнице, я замечал, что тема слова касается и Святого Духа. Мы читаем в Деяниях, что чудо говорения на других языках свидетельствует о присутствии Святого Духа среди апостолов. Каждый из собравшихся со всего мира людей, слышал апостолов, говорящих не только на собственном языке, но и говорящих на их наречии. К тому же появились огненные языки и почили по одному на каждом из них. Вроде бы, Святой Дух выбрал для Себя символ языка, который отвечает на просьбу Филиппа: "Покажи нам Отца.” Предвидя типичное человеческое сомнение и подозрение, Святой Дух показал Себя огненным языком для тех, кому понадобился видимый знак, а также чудом с иностранными языками для тех, кто более склонен к звуковым явлениям. Помните, как перекликаются 103-ий Псалом, первая глава Бытия и начало Евангелии от Иоанна? Описание чуда Пятидесятницы в Деяниях также перекликается с Ветхим Заветом. В 11-ой главе Бытия можно прочитать о Вавилонской башне, этот рассказ показывает результаты гордыни, присущей человечеству, и объясняет смешение языков на земле. Даже текстуальная связь между этими событиями явна: "На всей земле был один язык и одно наречие” (Бытие 11:1). И апостолы начали говорить на иных языках (Деяние 2:4), и каждый слышал их говорящих его собственным наречием (2:6, 8). То есть, в день Пятидесятницы Святой Дух как бы исцеляет ту рану, причинённую гордыней, которая открыта и распространяется с древнейших времен. Чем тут слово и язык так важны? Творение, Воплощение, Пятидесятница, все эти важнейшие события переплетены одной и той же языковой темой: Слово. Чем больше я думал о языке, тем больше тема языка в Писании мне казалась мудрой. Ведь язык является чуть ли не самой ключевой частью нашей личности. Чувство юмора, взаимоотношения с близкими, учеба, -- это все требует знания языка! Ведь само Евангелие -- текст. В конце концов, Евангелие надо читать и слушать. Язык тоже часто является символом духовного положения человека. Огненные языки почили на апостолах как знак святости и присутствия Святого Духа, но апостол Иаков нам говорит о языке и огне, только в противоположном смысле. "Язык -- огонь, прикраса неправды. Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Язык исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию: из тех же уст исходит благословление и проклятие” (Иакова 3:6-10). На самом-то деле, язык это палка о двух концах, не так ли? Как преподаватель языка я часто вижу, как эта двусмысленность языка влияет на моих студентов. Когда студенту кажется, что он что-то хорошо знает, какое-то слово произносит, как русский, то он гордится этим, ему это нравится. А когда студенту кажется, что он что-то не знает, что-то не понимает и говорит со смешным акцентом, ему плохо, даже стыдно. Преодолеть эти эмоции, связанные с языкознанием, иногда самое большое препятствие для моих студентов. Как преподаватель я вижу, как они борются с собой, хотят говорить, но стыдятся, потому что боятся показаться глупыми перед своими одноклассниками. Или наоборот, бывает, что студент не в меру высокого мнения о своих знаниях русского языка, и мне никак не удаётся притормозить его, заставить больше думать о произношении или о грамматике. Ну и я сам это чувствую на собственной шкуре. Ведь я преподаватель, а русский язык знаю очень несовершенно. Как лицемер, делаю вид перед студентами, что знаю русский, а на самом деле мне самому надо учиться! И во время занятий, когда я что-то знаю, когда могу ответить на все вопросы, мне это нравится, и мне хорошо. Но студенты остаются студентами -- они любят поймать меня в ошибке, любят попытаться показать, что знают больше преподавателя. Возможно, это характерно только для американских студентов, но я думаю, что вы понимаете, о чем я говорю. Язык может быть поводом для гордыни, как в рассказе о вавилонской башне, и одновременно, также из-за гордыни, язык может быть причиной для чувств позора, стыда, срама. Похожие эмоции можно заметить среди свидетелей первой Пятидесятницы. Да, некоторые верили. А некоторые стали снисходительно смеяться, говоря: «Они пьяны!». Для них было недопустимо, чтобы Галилеяне говорили на разных наречиях, ведь такое тонкое знание языка бывает только у самых величественных людей в мире! Им стыдно, что Галилеянин знает их наречие, а они по-арамейски говорят плохо. Их гложет гордость, и поэтому они принимают Божье чудо за пьянство. Но это даже не главная для них беда. Они пропустили исполнение пророчество Мессии. Им говорил Святой Дух, Утешитель, а они все думают о человеческих наречиях. С другой стороны, для них это не утешение, ибо они не узнают Бога за этим чудом. Ведь чудо не в том, что Галилеяне говорят на иных языках, а в том, что Всемогущий Бог говорит на доступном им языке, на языке их сердец. Иисус предвидел и то, что не все узнают Святого Духа. Помните, в 16-ом -- 17-ом стихах, Иисус говорит: "И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его”. Давайте сегодня не пропустим чудо Духа истины, Который нам говорит не на русском языке, и не на каком-то другом человеческом языке. Какое слово Он вам сегодня шепчет? Может, Он вам шепчет слово шалом, как Иисус сказал в 27-ом стихе: "Мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.” Или вполне может быть, что сегодня мы это Слово не можем слышать из-за других, человеческих слов, которые так громко звучат, о которых ни как не удастся забыть, которые никак не получится заглушить. Может, эти слова нам сказали, может нас обидели, задели за живое. Или может быть, наоборот, мы кого-то обидели словом или поступком, и мы сегодня слышим только собственные слова обвинения. Давайте сегодня стремиться выключить эти человеческие слова, и услышать Утешителя. Давайте забудем о русском и об английском, об армянском и казахском, о греческом и арамейском. Что нам говорят на языке души. Что нам говорит Утешитель. Может быть, нам придется просить прошения. Может быть, нам придется простить самого себя. Может быть, и Святой Дух заставит нас делать то, что мы боимся делать, чего не хотим и не можем своими усилиями сделать -- Он ведь непредсказуем! Но бросьте волноваться об этом, это все вторично. Мы сможем это сделать только потом, а сначала надо слышать и понимать самого Утешителя, не на уровне русского языка, а глубже, на уровне сердца, где Дух истины нам говорит на наречии души. Вот это чудо Пятидесятницы -- не количество новых христиан. Новые верующие -- это побочный продукт настоящего чуда Духа истины, пребывающего среди нас. Давайте Его слышать. | |
Просмотров: 679 | Загрузок: 35 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |