Главная » Файлы » Проповеди |
25.04.2010_Жизнь пред лицом смерти
27.04.2010, 14:32 | |
Пастор Татьяна Кантарелла Псалом 22; Откровение 7:9–17; Деяния 9:36–43; от Иоанна 10:22–30 4–е воскресенье Пасхи ЖИЗНЬ ПРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ В последние недели смерть занимала многие репортажи новостей. Многие из них были результатом трагедий, терактов и аварий и потому, вошли в нашу жизнь неожиданно, как вор, который приходит и крадет что–то очень для нас ценное. Но были и другие смерти, которые, казалось бы, не должны шокировать, ведь люди уходили, прожив долгую жизнь. Однако очень часто даже такой уход из жизни «шокирует нас». Когда умер три года назад Б.Н. Ельцин, один человек сказал, "мы были шокированы новостью о смерти Б.Н.” Но позвольте, что значит шокированы? Как если бы он один из тех людей, которые должны были ходить по этой земле вечно. Человеческое отношение к смерти порой очень абсурдно, мы как бы "удивляемся”, когда кто–то умирает, восклицая "как же это могло произойти?” хотя мы все прекрасно знаем, что смерть – неизбежная реальность, с которой мы все сталкиваемся. Писание говорит, что и смерть, и различные ее причины – это последствие греха в мире и неотъемлемая часть жизни в пораженном грехом мире. "Человеку положено однажды умереть”, говорит посл. Евреям 9:27, но мы не любим ни думать, ни говорить об этом. Смерть – это враг, как говорит ап. Павел, она не "естественна”, а иначе жертва Христа на кресте и победа воскресения были бы бессмысленны. Помимо того, что смерть неизбежна и враждебна, смерть также не привлекательна и безрадостна. И хотя порой говорят о "достойной смерти”, сама по себе, смерть уродлива, как бы спокойно она не наступила. В Праздник Пасхи мы уверенно провозглашали, что Христос победил смерть, и эта победа изменила все, дав детям Божьим надежду, но очень часто мы продолжаем, глядя в глаза смерти, жить в отчаянии и безнадежности. Незадолго до своей смерти, известный христианский библеист Рэймонд Браун написал: "окончательность смерти и то чувство неопределенности, что она порождает, вызывает страх даже среди тех, кто всю свою жизнь прожил, исповедуя Христа”. Но, признав, что смерть и ее последствия вызывают страх даже у последователей Христа, продолжил, говоря: "но когда мы сталкиваемся с реальностью смерти, нам всем необходимо слышать и провозглашать дерзновенное послание, принесенное Иисусом: "верующий в Меня, если и умрет, оживет, и всякий живущий и верующий в Меня, не умрет вовек!” Именно это сегодня в 4–е воскресенье Пасхи провозглашают все наши тексты Писания: смерть все еще реальна в этом мире, но благодаря воскресению Христа, мы можем без страха жить пред лицом смерти, и даже, умирая, мы "не уходим навсегда”. Жить воскресением Христа, значит жить, невзирая на смерть, жить без страха даже пред лицом смерти. О том, что Господь – источник жизни, даже пред лицом смерти, повествует необычная история из книги Деяний, которую мы, если честно, не совсем знаем, как воспринимать. Петр, ходя по всем городам и непрестанно благовествуя об Иисусе, был призван в Иоппию, где умерла Тавифа, одна из последовательниц Иисуса, женщина огромного милосердия и добрых дел. Многие скорбели о ней, показывая ему, какие рубашки шила она, заботясь о вдовах (т.е. об одних из самых социально незащищенных людей того времени). Ее смерть была огромной утратой для христианской общины в Иоппии. Петр, явно следуя тому, что Иисус делал во время своего служения, молится за Тавифу и велит ей: "Встань” и женщина возвращается к жизни. Когда в нашей жизни случаются горькие утраты, нам всем хотелось бы вернуть к жизни наших близких, и хотя в истории церкви есть много свидетельств таких оживлений, в нашей жизни этого не происходит, и мы не знаем, как быть с этой историей. Что важного в ней, если она не является примером того, что Бог совершает везде и всегда, для чего она оставлена в Писании? Одна очень важная деталь в этой истории в том, что Петр, обращаясь к Тавифе словом "встань” использует тоже слово, что и в своей проповеди в день Пятидесятницы, говоря, что "Бог воскресил, т.е. поднял Иисуса, расторгнув узы смерти”. По сути, Петр призвал Божий Дух Святой и здесь дать жизнь Тавифе. Это оживление (и я намерено не использую слово "воскресение”, потому, что земная жизнь Тарифы все равно в какой–то момент закончится) произошло в свете и в результате воскресения Иисуса. Эта история является свидетельством воскресения Христа над всеми людьми, но не в том смысле, что и наши кости и плоть восстанут пред заплаканными глазами наших близких, а в том, что воскресший Христос имеет власть давать новую жизнь людям, и эта жизнь проистекает из той, что Бог дал Иисусу в тот первый Пасхальный день! Об этой жизни, проистекающей от Бога, и о Его промыслительной заботе повествует сегодня и всеми любимый 22 Псалом. Однако, образ Пастыря, восполняющего любую нужду своих овец, очень часто понимается, как если бы Бог должен был исполнять каждый наш каприз, давать нам, все, что пожелает наша душа. Видите ли, окружающий мир постоянно убеждает человека, что ему обязательно для жизни нужно иметь то и это, что для счастья надо иметь больше. И среди всех этих убеждений, Псалмопевец провозглашает, что, оказавшись одним из Божьей паствы, он пришел к радикальному осознанию, "что у него ни в чем нет нужды, если у Него есть Бог, ибо это единственное, в чем он по–настоящему нуждается”. И объясняя это убеждение, 4, ключевой стих провозглашает, что даже в момент наивеличайшей опасности, "проходя долиной смертной тени, я не убоюсь зла”, потому что "Бог со мною” и заботится обо мне. Этот стих христиане часто читают именно на смертном ложе, провозглашая пред лицом смерти, что смерть не страшна, ибо с ними Бог, победивший смерть. В Его руках "жезл” – символ царственности, всесилия и "посох” – символ пастырской заботы, нежно касающийся овец, находящихся в смятении и успокаивающий их. Псалмопевец не боится дыхания смерти, потому, что знает, что "благость и милость Господа сопровождают его во все дни жизни”. Во ВСЕ дни: в дни радости и в дни скорби, в дни изобилия и в дни недостатка, в дни, когда он полон сил и в дни, когда он поражен немощью, в дни, когда все идет, как хочется и в дни, когда обстоятельства сокрушают. Господь с ним во ВСЕ дни, даже в дни, когда смерть бросает на него свою тень – и потому он не боится, ибо знает, что даже если его земной путь оборвется, Бог уже ожидает и приветствует его в Своем Вечном Доме. Весь Псалом пронизан провозглашением: "Жизнь зависит полностью от Бога, она в Его руках, и потому даже пред лицом смерти я могу жить без страха!” В Евангелии от Иоанна тоже встречается образ Пастыря, уже в отношении Иисуса. Ранее в 10 главе Иоанна Иисус говорил народу о том, что Он, будучи добрым пастырем, положит за своих овец жизнь, отдаст ее добровольно, но затем вновь обретет ее, и мы знаем, что именно так и было в первое Пасхальное утро. Многие слушающие Иисуса иудеи разделились во мнении, и не понимали, о чем Он говорил, и возмущались: "хватит держать нас в недоумении! Если Ты Христос, скажи нам прямо”. Они хотят знать, соответствует ли Он их предубеждениям того, как должен действовать Бог или Мессия, или Сын Божий, "тот ли Он, кто они думают”. Мало что изменилось и сегодня – многие хотят, чтобы Господь соответствовал их представлениям о Нем, как о суперзвезде, целителе, гаранте безоблачного счастья, гаранте мирного существования. Но решение соответствует ли Иисус или нет нашим понятиям о том, каким должен быть Бог не достаточно. Именно поэтому лишь те, кто "слушает Его голос”, кто является овцами Его, идущими за Ним, понимают Его слова: "Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей…Отец мой больше всех, и никто не похитит их из руки Отца Моего.” Для тех, кто не присоединился к Его пастве, жизнь о которой Он говорит, не имеет смысла, не подходит к их ожиданиям. Жизнь вечную от Него имеют те, кто принимает ее на Его условиях: слушая Его голос и следуя за Ним. Но для многих слова Иисуса "Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей” означают то же, что и расхожее выражение "жить как у Христа за пазухой”, т.е. жить безбедно, не иметь ни в чем нужды, не быть подверженным никаким проблемам, болезням, неожиданным утерям и смертям. Но как мы не раз уже с вами наблюдали, земная жизнь редко бывает такой безоблачной. На эту тему есть один анекдот: "Приходит христианин к пастору, жалуется на свою жизнь, ну, типа, такой я несчастный, все у меня плохо. Пастор ему и говорит: - Прицепи над своей дверью табличку со словами: "Так будет не всегда!". После очередного служения, христианин снова подходит к пастору, но уже радостный, с сияющей улыбкой. - Ура! Теперь у меня все очень хорошо! Уже можно снимать табличку? - Да нет, - отвечает пастор, - пускай еще повисит...” Нам надо помнить, что слова Иисуса о вечной жизни и о том, что "никто не похитит их из руки моей” хотя и относятся к настоящему времени, но также говорят и о вечности. Господь, Пастырь народа Своего заботится уже сейчас, даруя необходимое для жизни, защищая и благословляя. Он не освобождает нас от всех проблем и потрясений, но дает нам Духа и силу переносить то, что человек не может перенести своими силами, Он дает благодать жить даже пред лицом смерти. Но более того, Иисус говорит о том, что Он и Отец небесный держат нашу жизнь в Своих руках, что даже в случае физической гибели или бед, абсолютно никто и ничто не сможет лишить нас Бога и вечной жизни, что будет продолжаться в Нем даже после физической смерти. Само слово "похитить” подразумевает нечто внезапное, непредсказуемое и страшное, лишающее навсегда. Если я положу на ладонь монету и дам вам возможность попытаться ее выхватить у меня, у многих это не выйдет, хотя кто–то может и уловчится. Но если я накрою эту монету другой рукой, или зажму в кулак, ее уже невозможно "похитить”. Иисус говорит, что вечная жизнь тех, кто уверовал в Него, и слушает Его голоса и идет за ним по жизни, так же надежно сокрыта в Его руке. И даже когда мы сталкиваемся с трагедиями, когда земные жизни людей "обрываются” – как случалось много раз в последние недели…те, кто доверялся Ему, кто был в руке Спасителя еще ходя по этой земле, просто были взяты с нее, их жизнь не была "похищена” из Его руки, жизнь тех, кто слушал голос Его и шел за Ним, продолжается с Ним и ныне. Овцы Иисусовы живут, даже когда вокруг царит смерть, живут пред лицом смерти и продолжают жить даже после смерти! Ту же оптимистичность пред лицом страданий и смерти, излучает книга Откровения, в которой описано видение, данное Иоанну. В последнем стихе 6 главы задается вопрос: кто сможет устоять в последний день, когда, покинув эту землю все, предстанут пред Справедливым Богом? И 7 глава, что мы читали, дает ответ на этот вопрос: "Божий народ будет спасен от гнева, и только им не надо будет скрываться от Бога”. Это будут люди ото всюду, из всех народов и языков, но все они, описаны как люди, облеченные в белые одежды, с пальмовыми ветвями победы в руках и восклицающие: "Спасение от Бога и Агнца!” Они испытали то, что обещал Своим последователям Иисус. Они прошли "великую скорбь”, их земное существование не было безоблачным, им были ведомы и голод и жажда и зной, от которого они не могли укрыться, но они устояли, потому что Бог и Агнец Его поддерживали их рукой Своей. И даже физическая смерть не смогла отделить их от Него. Они остались верны, несмотря на земные скорби и теперь навсегда вошли в жизнь, в которой не будет ни голода, ни жажды, ни других внешних угроз, они будут вечно пребывать в присутствии Бога и Агнца, который заботливо "пасет” их и водит их к источникам вод и отирает каждую слезу, что когда–то была пролита ими в скорби земной. Что за чудесное обетование! Эти обетования истинные, ибо Христос победил смерть и воскрес и даровал верующим в Него жизнь вечную, начинающуюся уже здесь и сейчас – не просто жизнь свободную от всякой скорби и физической смерти, а жизнь, которой не лишит нас никакая скорбь, никакой враг (даже смерть). Это жизнь пред лицом смерти и, несмотря на царящую в мире скорбь и смерть. Есть один трогательный фильм, в котором мать погибает в автокатастрофе, а ее дочь Понетт, девочка лет 6 отделывается сломанной рукой. Как принимает ребенок смерть самого близкого ему человека, показано на примере общения Понетт с другими детьми, не отягощенными правилами приличий и условностей. Они, что думают, то и говорят. Им жалко Понетт, их интересует смерть, но понимают они ее проще, чем взрослые. Утешая девочку, они говорят порой вещи, которые шокировали бы взрослых. Взрослые в лучшем случае говорят об Иисусе и о том, что мама на небе вместе с Ним. В худшем, как папа, что мама не верила в Бога и не хотела бы, чтобы Понетт искала в Нем утешения. Папе и так тяжело, горе, дела и прочее — ему просто хочется, чтобы дочь скорее заулыбалась. Тетя в горах, куда ее отдали на первое время, чтобы она больше была с детьми, говорит, что когда-нибудь все воскреснут, но не знает когда. А Понетт просто нужно, чтобы мама говорила с ней каждый день. В конце фильма мама все-таки является дочери, когда та одна совершает дальний поход на кладбище, и все объясняет малышке, просит ее быть веселой с папой, объясняет, что жизнь — это для того, чтобы жить. Мама говорит ей, "надо жить”, "можно умереть, но умри живой, полной жизни”. И именно это дает нам возможность делать воскресенье Христа – жить пред лицом смерти, чтобы, когда придет наш смертный час, нам и умереть полными жизни! Мы пока еще живем в мире полном смерти, которая пытается вестями о страданиях и убийствах политических, религиозных и этнических войн, эпидемиях, смертях в школах, крушениях самолетов и поездов затянуть нас в сети отчаяния. И в таком мире обетование вечной жизни, настоящей и будущей, кажется очень хрупким. Но воскресший Господь обещает, что ни одна человеческая жизнь не является бессмысленной или забытой Богом, ибо "ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь (добавлю еще – ни голод, ни жажда, ни зной, ни долина смертной тени) не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем!” А все то Слово Божие, что мы слышали сегодня, дает нам достаточно причин, для того, чтобы жить пред лицом смерти, зная, что наша жизнь в руке любящего Бога и Агнца, отдавшего за нас свою жизнь и воскресшего. Христос воскрес! | |
Просмотров: 403 | Загрузок: 40 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |