Главная » Файлы » Проповеди |
31.01.2010_Неемия 8:1–10
01.02.2010, 14:44 | |
пастор Татьяна Кантарелла Псалом 18; от Иоанна 1:1–18; Иакова 1:16–25 Неемия 8:1–10 Реконструкция не стен, а душ Гаити на сегодняшний день занимает главное место в новостях всего мира. Трагедия настолько велика для такой маленькой страны, что никто не может остаться равнодушным. Я благодарна Богу за отклик нашей церкви и с огромной радостью передала деньги, которые мы собрали в позапрошлое воскресенье в общее пожертвование, которое пойдет на восстановление этой многострадальной страны. Наш незамедлительный отклик помочь финансами был верным шагом, но чтобы Гаити могла действительно вернуться к полноценной жизни, ей понадобится нечто большее. Когда я летела на конференцию, мне попалась в руки газета со статьей восьмерых экспертов, каждый из которых говорил о том, что восстановление разрушенных домов в Гаити это далеко не все, что нуждается в восстановлении. Страна нуждается в преобразовании людей, и это очевидно из количества мародерств, грабежей и мафий, которые пользуются положением ради наживы. В реконструкции нуждаются не только дома, но все общество, людские сердца, и души. А иначе в стране так и будет царить разруха, но уже не от руки землетрясения, а от рук людей. В 538 году до рождества Христова, Израильский народ начал свое возвращение из Вавилонского плена в разрушенный Иерусалим. После долгих усилий в 515 году они восстанавливают Храм. Полвека спустя возвращается вторая волна пленников, которая пытается восстановить Иерусалимскую стену, чтобы вернуть городу уверенность и силу противостоять против врагов. Однако в самом народе царит разброд, нет единства, нет твердости ни в вере, ни в нравственной жизни и восстановление стены постоянно сталкивается с препятствиями. Тогда Неемия, занимавший неплохой пост в переселении, слыша о плачевном положении родного народа, прибывает в Иерусалим с третьей волной возвращенцев, обеспокоенный не только застопорившимся восстановлением стены, но и духовным состоянием народа и тем, что они, смешавшись с окружавшими их народами, потеряли нравственную чистоту, к которой их призывал Господь. Неемия хорошо понимал слова своего современника, греческого философа Фукидида: «Город – это люди, а не стены» и понимал, что реконструкции требуют не только стены Иерусалима, но и дух народа. Предыдущие главы рассказывают о трудностях, с которыми столкнулся Неемия, стремясь восстановить городскую стену: противостояние Самаритян и самих Иерусалимлян, попытки Товии и Санаввалата убить его. Но с Божьей помощью стена была завешена, и когда неприятели услышали об этом, Писание говорит, что «они очень упали в глазах своих и познали, что это дело сделано Богом» (6:16). Эта история свидетельство того, что духовный, нравственный и общественный вклад верных людей важней крепких бастионов, а преображение людей трудней, но радостней реконструкции города. Именно об этом трудном, но радостном преображении человеческих душ эта история из Неемии. Стена была отстроена заново, но реконструкция не завершена, пока не восстановлена духовная жизнь всего народа. Все знали, что именно Бог сделал возможным восстановление стены и осознавали необходимость вновь обратить свои жизни к Нему, услышать, что Он желает еще совершать в их жизни, не только снаружи, а внутри. Мы читаем, что народ собрался на площади у Водных ворот, придя отовсюду, но их желание было едино, они собрались «как один» услышать Божий закон. Им не важны были ни различия, ни разногласия, ни неприязни. Их единое желание услышать Бога преобладало над всем остальным. Как же часто мы настолько разделяемы по разным вопросам и занимаем категоричные позиции всем на обозрение, что играем на руку дьяволу, который желает раздувать наши различия и преуменьшать то, что объединяет, славит Бога и благословляет Церковь. В тот же день народ познал объединяющую силу – жажду верно слушать и понимать Божье Слово. И эта жажда привела их к всеобщему покаянию и объединила их так, что ничто не могло их разъединить. Голод – ужасная трагедия, уносящая жизни миллионов людей. Но пророк Амос в своей книге описывает то, что считает самым страшным «голодом». «Вот наступают дни, когда я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Ам. 8:11–12). Пророк описывает последствия народа, который в своей гордыне упорствует в своем грехе, и страшнейшим последствием, что они испытают, будет Божье молчание, голод по Слову Божию и неспособность Его утолить. Это молчание, на самом деле, настанет в народе вскоре после пророка Малахии, когда на протяжении 400 лет до появления Иоанна Крестителя, возвещающем приход Иисуса, не будет ни одного Божьего пророка, говорящего от Бога к Своему народу. Невозможность утолить голод по Божьему Слову – ужасная трагедия, убивающая дух целых наций. Израильский народ под руководством Неемии понял это и, жаждая слышать Слово Бога о том, что еще должно восстановить в Иерусалиме кроме городских стен, пришел на это собрание с энтузиазмом. Заметьте, это была инициатива народа, а не лидеры собрали их. Народ собрался вместе и просил книжников принести «книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю» (8:1). Они жаждали Божьего Слова, как голодный человек жаждет пищи. И это страстное стремление к познанию библейской истины больше, чем просто человеческое желание, это дар от Бога. Именно Бог является начинателем духовного пробуждения, даруя людям жажду к духовным вещам. Лидеры не способны пробудить эту жажду, Бог может пробудить в людях эту жажду! В наши дни, люди весьма безразличны к Библии. И в нашей церкви мало кто читает Слово Божие каждый день. Многие из вас знают, что такое анорексия: полный или частичный отказ от приема пищи, которым страдают некоторые люди и со временем становятся настолько худыми и немощными, что страшно смотреть. Но такой же «духовной» анорексией страдают христиане, которые или частично или полностью отказываются от приема «духовной пищи», своего «духовного хлеба». И мы удивляемся, что мы духовно слабы, и что многие духовные вещи остаются для нас недостижимым идеалом. Давид же в своем Псалме сегодня говорит о Словах Божьих, что они «вожделеннее золота, и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота», что они «просвещают очи» и «радуют сердце». Божий народ жаждал Божьей истины и не мог насытиться, жаждал его все больше. Как человек жадно вдыхает воздух, когда не хватает кислорода, так и в этом мире, в котором так не хватает Божьей правды, естественно было бы дышать и дышать Его словом. Именно эта жажда нехватки Божьей правды не только в окружавшем их народе, но в их собственной среде, привела народ на то собрание у Водных ворот. Поразительно, что чтение и разъяснение Писания продолжалось шесть часов, а народ слушал еще и стоя из почтения и осознания того, как жизненно важно было для них Божье слово. Писание говорит, что и взрослые мужчины и женщины и даже дети, все, кто мог понимать, слушали предельно внимательно. Они ничему не позволяли их отвлекать от огромного благословения, которое они могли получить от Божьего Слова. "Уши всего народа были преклонены к книге закона”. Они явно ожидали, что Бог будет говорить через Слово, данное много веков назад. В том, как они слушали, чувствовалась крайняя необходимость и жизненная важность. Наше же слушание и чтение Слова так часто мало что дает, потому что становится лишь привычкой, которую мы исполняем в спешке, механично, бессердечно. Наши "уши приклонены” к чему–то еще, и мы слышим лишь звон уже знакомых слов. Именно во время чтения Писания в церкви нам вдруг надо покопаться в нашем шуршащем пакете или что–то спросить у сидящего рядом соседа, именно во время чтения Библии дома мы вдруг вскакиваем, чтобы срочно сделать что–то "важное”, о чем мы забыли. И мы не слышим, и мы начинаем хиреть от духовной анорексии. Чтобы Слово пронзило разум, сердце и волю, нужно дать ему время. Люди были готовы слушать от рассвета до полудня. Мы же так долго способны слушать только сплетни и другую бесполезную информацию, оставляя для Слова Божия лишь считанные минуты, а то и меньше того. Будет ли в нас жажда слушать? Но просто слушать тоже не приносит плода. Известный реформатор Жан Кальвин говорил: "Просто слушать, равноценно оружию воина, неиспользуемому, а повешенному на стену ржаветь”. Народ не только слушал, народ отвечал. Они понимали, что слушают не священника Ездру, а Божьи Слова, и именно поэтому они в предвкушении и почтении встали, когда тот начал читать. Они реагировали на Слово и словесно и физически. Внимая тому, что слышали, они отвечали: "Аминь!” – "Да будет так!” и возносили руки, поклоняясь Богу за Его истину. Они отождествлялись с тем, что слышали, принимали лично для себя, открывали сердце в хвале и покаянии. И они подчинялись Слову. Писание говорит: "они пали на колени пред лицом Господа, поклоняясь лицом до земли” – это поза человека, который крайне нуждается в помощи, поза человека, просящего милости и благодарно принимающего незаслуженный дар, поза человека, который покорно ожидает в присутствии своего возлюбленного господина. И они принимали наставление, покорялись тому, чему Бог желал их научить. Они принимали то, что Слово Божие относилось не только к Моисею и его современникам, но и к ним самим, что в нем Бог обращается ко всем поколениям. Это не всегда легко распознать, но для этого всегда есть Божьи люди, которые помогают. У них был шанс возродиться как народ, стать общиной превосходной духовности. И они понимали, что желает Бог и плакали, слушая Слово – это была реакция покаяния, обращения к Богу и обновления. Они собрались у Водяных ворот, у реконструированной части стены, не для того, чтобы тешить себя тем, чего достигли, но готовые увидеть то, что должно быть реконструировано в их духовной жизни, в их сердце, в их отношениях с Богом, в их общине. И слыша, они плакали и каялись. Нам проще видеть какие–то внешние недостатки того, что вокруг, что надо "делать”, что должно измениться в церкви, в обществе, в семье, но мы так часто слишком горды или напуганы, чтобы заглянуть в свое сердце и увидеть, насколько оно запущено. И труд Божий не завершен в нашей жизни, если мы заняты лишь тем, чтобы строить стены, делать церковные дела, создавать видимость духовной жизни. А что мы позволяем Богу воссоздавать в наших самых сокровенных глубинах сердца? Псалом, что мы читали сегодня, поначалу, говорит об окружающей природе, провозглашающей Божии дела и наполняющей все творение, но затем обращается к невыразимым помышлениям сердца. Давид от внешних богатств природы обращается к внутренним глубинам человеческого духа, сердца, сущности. Божья истина, Божье Слово, которое, прежде всего, передано нам в Писании, описано, как "совершенное, верное, праведное, светлое, чистое и истинное”. Когда мы слушаем с готовностью, когда покоряемся ему, оно оказывает на нас потрясающее действие: укрепляет душу, заменяет непонимание мудростью, печаль сердца заменяет радостью, открывает глаза и мы видим то, что раньше казалось недоступным, и это Слово не теряет Свою действенность никогда. И Давид знает: Слово Божие не просто говорит, что делать, а "праведный охраняется им” – оно как вехи, показывающие границы безопасного пространства, жизни. Как шатер, под которым можно жить безопасно. "В соблюдении их великая награда”, но не в смысле трофея за победу в гонке, а в смысле благословенного следствия, результата, заложенного в послушании Слову. Награда заключается в том, как Божья истина преображает жизнь, какой становятся вся жизнь и сердце. Давид молится, потому что понимает – есть возможность преткновения и заблуждений, и просит Бога защитить от них. Он просит защиты от скрытых своих погрешностей, от того, что внутри его души, от тех невидимых побуждений, настроя и изъянов, что разрушают стены его души. Он просит защиты от умышленных грехов – от того, что может совершить в самоуверенности, порой из благих побуждений, а порой из упрямости и жажды независимости. Скрытые грехи и самоуверенные согрешения – это две крайности, которыми мы преступаем Божью волю и истину. И Давид молится, чтобы и его слова (действия) и его помышления (то, что внутри) и вся жизнь, что между ними, вся его сущность были подчинены Божьей истине. Давид и народ Иерусалима слушал внимательно, и их жизнь преображалась. Многие же из нас, слыша Слово Божие уже на протяжении многих лет, неделю за неделей, стали нечувствительны к нему, невосприимчивы к его учению. Духовные стены нашей жизни, отношений с Богом и друг с другом дают трещины. Мы нуждаемся в том, чтобы "приклонять уши”, слушать с жаждой каждое слово Бога и просить Духа Святого помогать нам находить ответ на вопрос: "Что это значит для МОЕЙ жизни?” Нам надо слышать и быть готовыми признать свой грех, но и быть открытыми для преображения, иначе наше признание будет лишь голым энтузиазмом. Нас не спасут какие–то вялые меры, периодическое прощение греха. Бог должен вселиться в центр всего, чем мы живем и что делаем, чтобы Его голос был в центре наших желаний и устремлений. Среди этого мира, где так мало Божьей правды, нам надо жадно дышать Божьим словом, приклонять уши к тому, что Бог желает реконструировать в моей жизни, объединяться единым желанием – голодом по Божьей правде, нуждой в Его Слове. Благословение из 1 Петра 1:22–25 | |
Просмотров: 450 | Загрузок: 34 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |