Главная » Файлы » Проповеди |
Адвент 3_Радость_2009
14.12.2009, 19:18 | |
Пастор Татьяна Кантарелла Софония 3:14-20; Исаия 12:1–6; Филиппийцам 4:4-9; От Луки 3:7-18 РАДОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Единая тема, явно проходящая через Писание сегодня – это радость, радость о том, что Господь совершил и еще совершит. И радость эта не легкомысленная, не беспочвенная радость, которая слепа к жестокой реальности человеческого существования. Это радость, закрепленная осознанием Божьей любви и присутствия в человеческой жизни. Софония, в книге которого встречаются самые мрачные ветхозаветные пророчества, говорит: «Ликуй! Торжествуй! Веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима!» Причина, по которой глубокое уныние сменяется радостью, таится в том, что "Господь Царь Израилев, посреди тебя». Радость возможна, потому, что Бог свершит великое для Своего народа, и Он уже рядом. Исаия тоже воспевает песнь радости, ведь он видел так много непокорности своего народа, а теперь видит, что совершает среди них Божие присутствие. И эта радость порождает веру и доверие, радость, которая настаивает на том, чтобы народ жил ожиданием благодати и милости Божией, которые вот-вот изольются в их жизнь. «Радуйтесь» – это и первое слово, что мы слышали из послания к Филиппийцам. Эта радость порождена тем, что присутствие Господа меняет и перенаправляет жизнь верующего. Настроение третьего воскресенья Адвента можно сравнить с ожиданием рождения ребенка. Я думаю всем знакомо это чувство? Кто–то знаком с ним по собственной жизни, другие по жизни близких. Это чувство невыразимой радости и предвкушения. Почти всегда, первое, что мы говорим ожидающим ребенка родителям: «поздравляем, мы так рады за вас, какая прекрасная новость!». Не так ли? Точно также – радость это неотъемлемая часть Адвента. Благая Весть Адвента заключается в том, что Бог грядет к Своему народу, Он приближается – к вам и ко мне, и Он уже среди нас и в Его присутствии исполняются Его замыслы. И не удивительно, что мы призваны радостно ожидать, верить и быть открытыми Богу. Но затем мы читаем Евангелие, и все меняется. В словах Иоанна Крестителя нам трудно увидеть Бога Милосердного, Бога, грядущего благословить Свой народ, трудно найти повод для радости. Где же там Благая Весть? В словах Крестителя нам видится Бог – Судия, испытывающий и являющий свой суд. Читая эти слова, мы оказываемся у реки Иордан, вместе с теми, кто по тем или иным причинам пришел к Иоанну креститься. И Иоанн не говорит: «радуйтесь», Иоанн говорит: «покайтесь». Павел говорил Филиппийцам не бояться; Иоанн говорит слушателям: «вам есть, чего бояться, потому вы думаете, что можете скрыться от будущего гнева». И, слыша его, все вопрошают: «что нам делать? Что должно измениться, чтобы нам пережить, выстоять все то, что предстоит в будущем?» А Его крещальное приветствие: "порождения ехидны” и "секира уже при корне дерева, и огонь готов для сожжения соломы». Какая уж тут может быть радость!? Однако если мы хорошенько подумаем, все предельно логично. Как рождение ребенка, так и любые великие дары всегда несут с собой не только радость, но и некую трудность, не так ли? Страх и волнение – такая же часть подготовки и ожидания, как и радость, потому что Господь, которого мы ожидаем, Своим пришествием меняет все. Господь предлагает и новую жизнь, и новую ответственность, предлагает их вместе, одновременно. Новая жизнь означает то, что старая больше не может продолжаться, ибо с Его пришествием все изменилось. Когда мы принимаем дар младенца Христа, мы радуемся, но и осознаем, что все в нашей жизни меняется, и направление и цель, все. А иначе и быть не может. Подумайте, что еще говорят ожидающим ребенка, помимо: «поздравляем, мы так рады за вас, какая прекрасная новость!??» Им говорят: «ну теперь все! Держитесь! Начнется жизнь!» Дар и ответственность неотделимы друг от друга. Дар ребенка совершенно меняет жизнь, с ним все будет иначе. Жизнь не может оставаться такой, какой была. Придется смотреть по–другому на жизнь, и жить по-другому. Именно это подразумевал Иоанн, когда говорил своим слушателям: «покайтесь» – измените направление своей жизни. Все должно измениться с принятием дара Младенца, все меняется в период ожидания возвращения нашего Спасителя. Пророк Софония прав, говоря, что нам должно радоваться, благодарить Бога и петь. Но и Иоанн Креститель прав, говоря, что этот великий дар принесет с Собой и суд. Жесткие слова Иоанна и яркий образ, представляют слушателей бегущими от суда грядущего, подобно как змеи извиваются, пытаясь укрыться от наступающего на них огня. Этим образом Иоанн призывает слушателей прекратить пытаться сохранить иллюзию невинности. Их самоуспокоение тем, что «они потомки Авраама» не освобождают их от ответственности и не оправдывают их грехи. Иоанн напоминает: наша жизнь и наши поступки, а не наша принадлежность к церкви имеют значение в глазах Бога – ибо топор заносится именно над бесплодными деревьями, хоть и селекционным. Мы говорили в прошлый раз, что покаяние, это перемена направления нашей жизни. А сегодня Иоанн показывает, что это не что–то религиозное и волшебное – а НАША реальная жизнь; НАША ЖИЗНЬ, но преображенная. Мы, как то множество народа на берегу реки Иордан, стоим в предвкушении и под тяжестью осуждения, восклицая «что же нам делать?» Они признают и свою вину, и открывают сердца для наставления, ведь вера без нравственного преображения и стремления к праведности пуста! И ответ Крестителя каждому из них связан с их собственной виной и грехом и неправдой. Иоанн говорит, «у кого есть две одежды, дай неимущему, у кого есть пища, делай то же». Когда требуется делиться с другим, делитесь тем, что у вас уже есть. Не ждите, пока у вас будет больше, или когда вы сможете принести «достойное» в вашем понимании пожертвование, начните с того, что уже есть в вашей жизни. Это и есть достойный плод покаяния. Для сборщиков податей покаяние означает перестать брать с людей больше того, что требовалось по закону, перестать наживаться на других, пользоваться своей властью ради своей выгоды. Для воинов покаяние должно было выразиться в том, чтобы не быть более жестокими к людям, перестать действовать угрозами и насилием. Для всех нас обратиться означает творить справедливость там, где мы работаем, быть справедливыми и милосердными в наших повседневных делах, в той жизни, что уже у нас есть, среди тех людей, что встречаются НАМ на пути. Не ждать пока у нас появится более удобная ситуация, в которой быть справедливым было бы легче или в которой нашу справедливость заметили бы и отметили благодарностью. Не ждите, пока вы сможете оказаться в другом месте, или заниматься другим делом, или быть кем–то еще – начните с пути, что положен перед ВАМИ, идите ЭТИМ путем, и позвольте Богу преобразить ВАШУ жизнь, ту жизнь, которая дана именно вам. Иоанн не говорил ненавидимым мытарям, и воинам, которых все боялись, стать кем–то еще для того, чтобы начать новую жизнь, он не говорил им, что надо жить чужой жизнью. В глазах других людей им труднее всего было явить «достойные плоды покаяния», но он сказал им, «оставаясь воинами, не обижайте никого, и довольствуйтесь своим жалованьем», «оставаясь мытарями, не требуйте от людей более положенного». Призыв Иоанна к покаянию и преображению жизни простирался на всех, кто слышал его. Пред Богом, то, что человек был причислен к сынам Авраама, не являлось освобождением от необходимости покаяния, также и быть воином или сборщиком податей не было препятствием к покаянию, к перемене. То, что мы ходим в церковь и причисляем себя к церкви, не освобождает нас от необходимости всю нашу жизнь жить в покаянии. Если же наша жизнь далека от Бога, и кажется безнадежной – это так же не является препятствием для нашего покаяния. Когда мы приходим к Богу в покаянии, Он преображает ТУ ЖИЗНЬ, ЧТО ЕСТЬ. Если вас еще беспокоит пугающий образ Божьего суда в словах Иоанна, и вам кажется, что в них нет никакой Благой Вести или повода для радости, а лишь то, что нас всю жизнь отпугивало от Бога, не спешите отбросить слова Иоанна, как ненужные… То, что наше сердце не принимает карикатурного образа божьего суда, представляющего его капризным, несправедливым и жестоким, это правильно. Но Божий суд, на самом деле, есть очищающий ответ всему, что обесчеловечивает нас — политической жестокости, опрессии, религиозному лицемерию, экономической эксплуатации, голоду, войнам. Наше нравственное суждение подсказывает нам, что зло не должно сходить с рук. Неужели мы хотим, чтобы Бог оправдывал человеческую жестокость и несправедливость? В глубине души мы желаем, чтобы Бог справедливо поступил со злом, не так ли? Но что насчет зла в нас? Неужели мы хотим, чтобы Бог просто предоставил нас на волю наших импульсов, жадности, гнева, похоти, зависти? Или же мы хотим, чтобы он справедливо осудил нас и избавил и очистил нас от них? Мне кажется самые страшные тексты в Библии это не те, что говорят о Божьем суде, а те, в которых Бог предоставляет людей на волю их собственного греха, дурного выбора и собственной глупости (Рим. 1:24, 26, 28). Стоит обратить внимание на утверждение Иоанна, что Иисус будет крестить нас Духом и огнем. В греческом языке слова "дух” и "ветер” одно и тоже слово. И образ, который Иоанн дает нам это отвеивание – сепарация зерна воздушным потоком от высевков, которые потом сжигают, чтобы осталось только хорошее зерно. Когда ты наблюдаешь данный процесс, то понимаешь, что все дело не в сжигаемых высевках, цель процесса сохранить зерно! И образ божественного суда, на самом деле, оптимистичное послание человеческого спасения. Божий Суд – искупителен, а не карателен. Он нацелен не на то, чтобы покарать, а чтобы привести нас к лучшему концу. Бог рассеивает, и Он же собирает, говорит Софония (3:20). Софония провозглашает надвигающийся День Господень, но и приглашение и призыв искать Бога "прежде”, чем этот день наступит, прежде чем Господь вернется. Он желает, чтобы наша вера не была пустой и мы, посему, не оказались пустыми как высевки, обреченные на гибель, но чтобы были живы и приносили плод, и как доброе зерно были сохранены для вечной жизни. Божий суд не неизбежен, Он не является неким неотвратимым роком. Когда мы каемся, как Иоанн и призывает нас в Евангелии сегодня, Бог с радостью спасает и преображает нас, Его присутствие в нашей жизни меняет суть нашей жизни, так что справедливость, милосердие и честность заменяют собой злобу, безразличие, лицемерие, похоть. Софония видит день, когда Бог "удалит от тебя наказание”, время, когда ты "не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Бога” (3:11, 15). Это день, когда Он "силен спасать”, время, когда Он "возвеселится и возрадуется” о нас, когда Он "будет торжествовать о нас с ликованием” (3:16–17). Как эхо слов других пророков, Софония говорит, что день Господень это день, в который "Ему поклонятся все, каждый со своего места, все острова земли” (2:11). Он возвещает, что грядет день, когда "уже не увидишь зла” (3:15). Преображенным жизням не надо будет бежать от «грядущего суда» ибо они будут тем зерном, которое Господь будет сохранять всеми силами, и в этом заключается Благая Весть пришествия нашего Господа. Покайтесь и радуйтесь – во всем, в жизни, что уже есть у вас, в той реальности, что окружает вас. Именно так мы должны реагировать на не всегда ясный вокруг нас мир и на тот факт, что Господь грядет. Принимая рождение Господа, мы принимаем и его радости, и его ответственности. Мы радуемся, ибо грядущее прекрасно. Мы каемся, ибо с пришествием в нашу жизнь Иисуса Христа, абсолютно все в ней должно преображаться. | |
Просмотров: 792 | Загрузок: 47 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |