Главная » Файлы » Проповеди |
Деяния 2:1–21_2010
23.10.2010, 18:09 | |
Пастор Татьяна Кантарелла Псалом 115–116; Бытие 11:1–9; Иезекииль 36:22–28, 36; Деяния 2:1–21 Шквальный ветер и огонь это норма? Наше путешествие по книге Деяний и наше понимание того, как мы можем правильно сыграть свою роль в Божественной Драме спасения этого мира невозможно без понимания события Пятидесятницы. И хотя мы уже читали этот текст несколько месяцев назад, мы не можем пропустить это событие без ущерба для своего понимания того, что будет следовать далее в книге Деяний. День Пятидесятницы являлся Иудейским праздником, в который апостолы с другими учениками Христа собрались вместе. На этот же праздник в Иерусалим стеклось множество народа, Иудеи со всех уголков римской империи, а так же набожные язычники, обратившиеся в веру в Единого Бога Авраама, Исаака и Иакова. В этом праздновании было две стороны. С одной стороны, Пятидесятница была земледельческим празднованием приношения Богу первых плодов от сбора зерновых. Исход 23:16–19 говорит: «Наблюдай и праздник жатвы первых плодов труда твоего…и праздник собирания плодов… начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего». Эти приношения были провозглашением как веры в то, что все, что они имеют, дано Господом, так и надежды на то, что Господь благословит и их последующие урожаи: «служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою» (Исх. 23:25а). Однако у праздника Пятидесятницы была и другая сторона, которая и дала ей это название – в этот день вспоминалось, как через 50 дней после Пасхи (исхода из Египта) Господь на горе Синай дал своему народу Закон, которым тот должен будет руководствоваться в своей жизни. И первые слушатели рассказа Луки не могли не уловить оба этих подтекста в событиях того дня! 3000 душ, обращенных к Христу в тот день, были началом урожая, первыми плодами миссии Христовой, Его небесного служения через Его учеников. Иоанн Златоуст писал об этом: «Пришло время пустить в ход серп Слова, ибо здесь сошел обоюдоострый, как и серп, Дух» (Гомилия, iv, ст. 25). Так же и с дарованием Закона Божьего, который, по словам пророков, Господь напишет на скрижалях человеческого сердца: «вложу в вас Дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих» (Иез. 36:27), «вложу закон Мой во внутренности их и на сердцах их напишу его» (Иер. 31:33). В тот день Иерусалим был полн людей, которые жили этими обетованиями, всю жизнь мечтали, думали, мучались вопросами о том, когда все это станет реальностью, когда наступит тот долгожданный миг, который принесет вздох облегчения: теперь–то мы заживем! (Помните, на прошлой неделе это же ожидание в вопросе учеников: «ныне ли, Господи, восстановляешь Царство Израилю?») Именно так читали Писание Евреи первого века. Пророк Даниил говорил о неком плене, который продлится 490 лет. Если считать от Вавилонского плена, который был 400–500 лет назад, то все должно случиться скоро, совсем скоро. Они видели в себе поколение, при котором обещания Божии сбудутся, эти «набожные люди» читали, обдумывали, запоминали Писание, говорившее о радикальных переменах, о том, что Бог приведет их в какое–то новое место, и даст им знамения того, что они в это место прибыли. Когда мы понимаем все эти ожидания, царившие в тот день в Иерусалиме, мы понимаем, почему Петр стал объяснять события Пятидесятницы цитатами из пророка Иоиля. Люди ждали знамений конца, и Петр говорит: да, мы в той точке пути, о которой говорили все пророки. Эти «последние дни» наступили. Последние дни – это время исполнения обетований, история подходит к своей кульминации: начинается нечто новое. Не будем путать, однако, «последние дни» с самым последним Днем – Днем Господним, когда Иисус явится вновь, соединяя в великом обновлении небо и землю. С сошествием Духа, между Пятидесятницей и днем Господним растянулся долгий день возможностей, когда Евангелие спасения будет возвещено по всему миру. И вот среди этих острых ожиданий и происходили, описанные Лукой события. Когда апостолы и другие ученики были единодушно вместе, в молитве, в Слове, в общении, весь дом наполнился шумом как бы от ветра и Дух Святой сошел на них в виде языков как бы огненных. Лука не описывает все буквально, он говорит «как бы от ветра» и языки «как бы огненные» пытаясь подчеркнуть, что происходящее было так же непредсказуемо и мощно, как шквальный ветер и огонь. Действовала неукротимая сила и естественные явления сверхъестественного происхождения и характера. Бог ворвался в их собрание неудержимой стихией, потому что ни Дух, ни Слово Божье невозможно удержать в рациональных схемах или узких рамках. Через Дух Святой с неба на землю сошла творческая сила Создателя, не просто, чтобы дать людям «духовность», а чтобы преобразить землю небесной силой. Лука описывает нечто новое, начало нового движения, подобно тому, как флот кораблей выходит в море, гонимый сильным ветром. Помните циклон в Волшебнике Изумрудного Города? Все было как обычно, ничего интересного, ничего радостного, пока не пришел ВЕТЕР. Он поднял дом, Элли, Тотошку и отнес их в место, в КОТОРОМ ВСЕ БЫЛО ИНАЧЕ. Маленькие танцующие человечки, летающие обезьянки, неожиданные опасности, друзья с необъяснимыми дарами: Смелости, Милосердия и Мудрости. Ничто не давало рационального объяснения всему этому. Изумрудный город – прекрасный и полный обетований. Волшебник, который с первого взгляда, оказался обманщиком, а может быть и нет? Он все разыграл и был простым человеком, нуждавшимся во внимании и почитании. Но Волшебник знал, что у Элли уже было все, что ей нужно для того, чтобы вернуться домой. И когда она вернулась, изменилось ли там все? Нет, но она изменилась, она была уже другой. Она познала свою жизнь, в которой душа парит благодаря ветру и взор просвещен искрой Духа. Так и Лука своим описанием объясняет как небольшая группа испуганных, смущенных и преимущественно необразованных людей столь быстро превратилась в силу, с которой пришлось считаться всему миру. Нам важно было понять те ожидания, которые чаяли присутствовавшие в тот день в Иерусалиме, но событие Пятидесятницы нельзя свести к богословским формулам и цитатам из Ветхого Завета. Ведь подобно тому, как ураган – нечто большее, чем диаграммы на схеме метеоролога, произошедшее в тот день, не просто «доказательство» Ветхозаветных пророчеств. С ураганом важно, чтобы за ним кто–то следил, а с Духом Божьим важно самому открыться этому ветру, распахнуть для него жизнь, сердце, воображение, речь: пусть Он сотворит из безжизненного слабака человека, чье сердце горит огнем Божьей любви. Человека, созданного и обновленного по образу Бога, который и ведет себя и даже разговаривает по–новому. Многие верующие, однако, связывают Дух Божий «по рукам», живя с чувством вины за то, что не пережили такого «ураганного» исполнения Духом, как апостолы в Пятидесятницу или завидуя тем, кто имел в своей жизни похожий опыт. Или считают, что произошедшее было уникальным событием того дня, и в наши дни не повторяется. Это заблуждение. Тот первый день 'нового творения' был переломным, ожидания были настолько острыми и знамения должны были быть настолько ясными, что Бог решил действовать именно так. Но Бог всегда действует по–всякому, с каждым по–своему. Ведь если посмотреть дальнейшие главы книги Деяний, мы увидим, что очень часто Дух действовал тихо, ненавязчиво, исподволь меняя жизнь и жизненные ситуации. Нельзя считать, что лишь то или иное, тихое или ураганное пришествие Духа в жизнь человека есть норма. Ведь как бы тихо или шумно не пришел в нашу жизнь Дух, нормой является новая жизнь и радость, братское общение и богослужение, свобода, смелость и сила. Нормой является разрушение границ и расширение Божьего Дома для всех. Нормой является объединение того, что было разорвано, созидание сообществ, которые были разбиты, появление понимания там, где его не было и в помине. Иисус говорил ясно: Бог желает дать Святого Духа людям и от них требуется лишь одно: попросить (Лк. 11:13), а как проявит себя Дух, придя, заранее предсказать никто не может. Когда мы читаем эту историю, нам нельзя воспринимать ее лишь как что–то, что было дано апостолам в первом веке. Правильно вчитываться в эту главу Божественной драмы, в которой нам отведены роли, значит быть готовыми ко всему. Как писал Н.Т. Райт: «готовьтесь к ветру и огню: Бог наверняка захочет проветрить и согреть запыленные и холодные закоулки вашей души». Как Он решит наполнить нас, мы не знаем. Но можно не сомневаться: все жаждущие Духа Его получат, и какую бы форму и направление после этого не обрела жизнь, если она будет прожита в послушании и вере, в конечном счете, этой жизнью человек прославит Бога! Норма не в том, как приходит Дух, а в том «возрождении», которое Он приносит, когда Бог особенным образом посещает Свой народ и все сообщество явственно осознает Его могущественное и ощущаемое присутствие. И это возрождение начинается с тел, умов, сердец и жизней учеников Иисуса, причем учеников, как общины. Лука специально отмечает, что они были собраны в одном месте и единодушно. Дух нисходит соединять, а не разделять. Дух пришел, чтобы соединить под Господством Христа все народы. И знамением этого объединения был тот факт, что присутствующие из всех народов услышали слова о великих делах Божьих каждый на своем языке. Ничто не могло лучше проиллюстрировать многонациональный характер Царства Христа. Многие так же видели в Пятидесятнице отмену проклятья Вавилона, в котором языки были смешаны, а народ рассеян. Люди пытались построить себе «башню высотою до небес и сделать себе имя», но ничего не вышло, потому что их наглый проект постигла та же участь, которая всегда постигает человеческое высокомерие: Бог смешал языки людей, они перестали понимать друг друга и, следовательно, не могли трудиться над созданием общества, в котором уже не было бы нужны в Боге. В Иерусалиме языковой барьер был сверхъестественным образом снят в знамение того, что теперь все народы соберутся вместе во Христе, предвосхищая тот день, когда искупленные «из всех племен и народов и языков» стану пред престолом Божьим. В Вавилоне земля высокомерно пыталась достичь неба и потерпела крах, тогда как в Иерусалиме само небо с кротостью спустилось на землю, чтобы все преобразить своей красотой. В Вавилоне люди объединялись вместе с неверной целью – отказаться от Бога ради собственного величия и интересов, в Иерусалиме они собрались вместе, чтобы искать Бога и ждать исполнения Его обетований, объединенные жаждой: «да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Пятидесятница положила начало «последним дням», дням в которые Бог творит все совершенно новым, которые будут эрой Духа и Его служение будет служением с избытком. Именно потому Господь говорит: «изолью от Духа Моего»! Это образ сильного тропического ливня, иллюстрирующего щедрость Божьего дара Духа (не моросящий дождь, и даже не сильный дождь, а ливневые потоки). Являет окончательность дара Духа (то, что излилось, уже не соберешь) и его вселенность (дар Духа доступен всем по всей земле). Раньше Бог действовал в своем народе, вдохновляя то одного человека, то другого: царей, пророков, священников, праведников. Но теперь через смерть и воскресение Иисуса произошел настоящий всплеск: Дух Божий сошел сразу на многих в равной мере: на рабов и свободных, на мужчин и женщин, на молодых и старых, на Иудеев и язычников – все они стали ядром истинного народа Божьего. Когда мы читаем эту главу верно, то понимаем: Божье новое творение начинается там, где собираются друзья и семья Иисуса, там где те, кто встретился с Иисусом не могут не говорить о том, что видели и слышали. Именно об этом говорит Иоиль: «изолью от Духа моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны и дочери, юноши и старцы» (Деян. 2:17). Пророчество в Писании – есть Бог говорящий, Бог, делающий себя известным через Свое Слово. Приняв Духа Святого, мы призваны дать людям возможность познать Его, потому что сами знаем Его! Но встает еще один вопрос. В тот день некоторым присутствующие смотрели на происходящее с издевкой, считая незнакомую речь «пьяной болтовней». В Деяниях снова и снова слово о Христе будет сталкиваться не только с воодушевленным принятием, но и сплошь и рядом с противлением, недоверием и насмешками. И в наши дни полно людей, которые считают, что мы напрасно тратим время и говорим бессмысленный взор. И потому многие христиане вообще боятся говорить о Христе, чтобы их не приняли за «неадекватных». Писание же бросает сегодня нам вызов: есть ли в нас достаточно Духа, достаточно новой жизни, чтобы слушающие нас хоть как–то прореагировали на наши речи? И если нет, то почему? Дух действует на какой–то иной лад или мы так успешно пригасили огонь Духа, что ничего вообще не происходит? Может пора открыться Духу Божию, быть готовыми к ветру и огню, готовыми к тому, как Господь будет действовать в нас совершенно неожиданным образом? Тихо ли или шумно, так как считает нужным действовать в нас, чтобы мы сочились новой жизнью, радостью, братским общением, свободой, смелостью и силой. Потому что это и есть та норма, которую Господь желает совершать во всем творении. | |
Просмотров: 666 | Загрузок: 25 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |