Главная » Файлы » Проповеди |
Деяния 4:32–5:11_2010
23.10.2010, 18:20 | |
Пастор Татьяна Кантарелла Псалом 23, Иезекииль 11:14-21, Галатам 6:1-10 Деяния 4:32–5:11 Свободное сердце и «святой страх» Предыдущая «серия» Деяний завершилась потрясающим описанием первой христианской общины: "Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.” (2:41–47) Когда Дух Святой сошел на уверовавших в Иисуса, родилась община, построенная на четырех нераздельных вещах: апостольском учении, общей жизни, преломлении хлеба и молитве. Все эти элементы были крайне необходимы для существования именно такой живой, святой, действенной общины. Если пренебречь постоянным учением о Христе, люди вскоре попадут снова под влияние окружающей мирской культуры и общественной моды, а Иисус останется где–то на обочине. Если пренебречь общей жизнью христианской семьи, верующие окажутся в изоляции друг от друга и не долго смогут сохранять живую веру. Если нет регулярного преломления хлеба, Вечери Господней, мы теряем флаг, знаменующий, что в центре всего стоят смерть и воскресение Христа. А, забыв о молитве, мы забываем, что христиане призваны быть народом неба и земли, которые Господь желает соединять под Своим господством. Именно все это определяло жизнь первой церкви, именно это делало ее сильным инструментом в руках Божьих, открытым каналом, через который Господь затрагивал сердца тысяч и тысяч новых последователей. Пребывая в учении Христовом, имея все общим, пребывая в молитве и празднуя Вечерю, церковь являлась красноречивым свидетельством окружающим о том, что Бог реально пришел в этот мир во Христе, что Бог реально изливает Свой Дух и дает всем жаждущим возможность покаяния и новой жизни. И люди слушали церковь, многие были "притягиваемы” ее свидетельством к вере во Христа. И вот в конце 4 главы Лука, после рассказа о том, как Бог исцелял через Петра и как тот смело проповедовал об Иисусе, несмотря на гонения, Лука опять говорит: "У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду.” (4:32–35) Зачем он повторяет то, что уже было сказано чуть раньше? Явно не случайно. Он подчеркивает: всесердечная вера в Иисуса Христа оказывает двойной радикальный эффект на уверовавших: сердце становится менее привязано к вещам и более привязано к людям. Заметьте, речь об «уверовавших», именно вера в Иисуса Христа как Спасителя и Господа, полное доверие Ему во всех нуждах, довольство Богом, как всем, в чем ты нуждаешься – стоит в центре всего, что происходило в этой истории. Все остальные благие дела – лишь следствие этой веры. Лука подчеркивает: «у множества же верующих было одно сердце и одна душа». Здесь слышен отзвук пророка Иезекииля: «И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом» (Иез. 11:19–20). «Одно сердце и одна душа» это не только согласие по важным вопросам, но и готовность относиться к нуждам другого, как к своим собственным. Это было обетованием общины Божией, в которой Божья заповедь прощать каждый седьмой год все долги своим братьям, чтобы не было между ними нуждающегося, исполнилась через Иисуса Христа в ранней церкви. Именно это в ней и происходило. Первая Церковь верила, что через полное прощение грехов и долгов через крестную смерть Иисуса, они стали подлинной общиной Завета, изначально задуманной Богом. Лука показывает нам общину, в которой сердца людей были настолько революционизированы верой в Иисуса Христа, что они с легкостью слышали и исполняли Его слова: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Продавайте имения ваши и давайте милостыню…ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет” (Лк. 12:32–34). Именно это они делают в Деяниях 4 и не для того, чтобы заслужить расположение Бога или соответствовать указаниям церкви, а потому что они услышали слово Господа и поверили Ему. Вера в обетование Божьей заботы порождает свободу от страха, свободу от тревоги и потому свободу от вещей и свободу любить людей. В Церкви не было ни правила, ни закона о том, что, уверовав, человек должен был отдать все свое имущество, как часто неверно понимают из этой истории. В тексте не звучит ни одного подобного призыва со стороны апостолов. Это ясно и из слов Петра к Анании: "чем ты владел, не твое ли было? И приобретенное от продажи не в твоей ли власти находилось?” Другими словами: "никто не заставлял тебя приносить свои деньги в церковь”. Те многие верующие, которые приносили в церковь свое имение, приносили это все, потому что верили – в Иисусе Христе положено начало тому новому обществу, в котором они все одна семья. То, что они продавали имения не означало, что они оставались без крыши над головой, и мы видим из посланий Павла, что у людей были дома, где они жили, ели и собирались. Но они уже не держались за материальное, как за свое собственное, но верили, что Бог дал им все на благо друг друга. Христиане, очевидно, избавлялись от излишков, говоря: "мое имение уже не мое”, не потому, что были обязаны, а потому что это было убеждение их сердца. Они радикально изменились изнутри, доверившись Иисусу, и делали это свободно. Христианство – это не внешнее соответствие религиозным правилам, а внутренняя свобода. Это не вопрос силы и закона, а свободы и любви. Быть христианином означает измениться изнутри, насквозь, так что ты наполнен любовью к людям и освобожден от любви к вещам. И Лука рассказывает нам две истории о Варнаве, кто пережил радикальное внутреннее освобождение, уверовав во Христа, и об Анании и Сапфире, которые нет, но пытались создать видимость того, чего, на самом деле, в сердце не имели. Иосия, прозванный Варнава ("сын утешения”) был родом с Кипра, и возможно именно там имел землю, которую продал, чтобы дать деньги на нужды церкви. Его прозвище "сын утешения” было дано ему не случайно – это было его сущностью. Позднее в Деяниях мы читаем о нем, что он вступится за обращенного ко Христу Савла, когда все другие держались в стороне (9:27). Это он станет пастырем для новообращенных язычников в Антиохии (11:22), он будет заниматься служением бедным (11:30), будет сопровождать Павла в миссионерском путешествии (13:2) и заступаться за Иоанна Марка, чтобы дать ему второй шанс (15:37). Он будет одним из самых зрелых, достойных доверия и любящих лидеров ранней церкви. И здесь в Деяниях Лука показывает то, как началось это достойное служение Варнавы – оно началось с жеста, явившего его свободу от вещей и свободу любить нуждающихся. Таково было сердцебиение первой церкви, говорит Лука, и благодаря этому Бог совершал через них множество чудных дел. Но затем перед нами предстают Анания и Сапфира, пример людей, в которых ничего не изменилось изнутри, которые не поняли, что во Христе человек находит все, но все же хотели занять удобную нишу в церкви. Последовав примеру Варнавы, они продали свое имение, но часть денег утаили, а часть с гордостью принесли Петру для церкви. Дальше произошло то, что читателя весьма смущает. Петр, даром Духа Святого, распознает сердце Анании, обличает его и тот падает замертво. Позднее то же происходит с его женой. Но, позвольте, что они сделали не так? – спросят многие. Ведь как было сказано, они вообще не были обязаны отдавать ничего церкви и продавать имение. Из слов Петра видно, что грех этих людей состоял не в том, что они принесли лишь часть от проданного имения, а в том, что они ложью пытались приобрести себе репутацию щедрых людей. Проблема была не в том, что они принесли не все, а в том, что, принося часть, они хотели сделать вид, что отдали все. Они намеренно лгали, чтобы приобрести репутацию, которой не заслуживали за добродетель, которой не имели. И весь народ, слышавший о происшедшем, пребывал в страхе. И не удивительно! Нас ужасает тот факт, что Анания и Сапфира пали замертво, услышав такое обличение, и мы не знаем, как относиться к подобной истории. Мы ведь понимаем, что подобный скорый суд крайне не типичен в Новом Завете. Большинству людей, ведущих себя греховно, нечестие долгое время сходит с рук. Почему здесь иначе? Что хочет сказать Лука? Во-первых, нравится нам или нет, но первая церковь являла собой "нерукотворный Храм”, была истинным сообществом, местом обитания Бога, местом святости, столь уникальным, что любая нечистота сразу выделялась. Церковь жила с ясным ощущением Божьей Святости в их среде. Помните, как в Ветхом Завете был устроен Храм? Все находилось на расстоянии от Святая Святых, люди понимали, что грех смертелен, если соприкоснется с Божьей святостью. Но это чувство "опасной святости” было связано не только с храмом, но и с поведением всей общины – если сам Господь Своим Святым Духом посреди них, разве может быть допустим среди них грех? Друзья, нас восхищает то, как первые христиане совершали исцеления, противостояли угрозам властей, обращали людей направо и налево, жили общим имуществом, но нас поражает, что грех имел такие радикальные последствия. Нам надо понять, что если люди хотят быть общиной, которая занимает место Храма Божия, то им не надо удивляться, если Бог принимает их всерьез и показывает, что дешевой благодати не существует и сознательный грех неизбежно ведет к смерти, даже если не такой скорой, как в этой истории. Если люди призывают силу Святого Бога, исправить всякую ложь и неправду в мире, они должны быть готовы к тому, что Он может этот суд совершить частично прямо сейчас среди них. Павел говорит Галатам: "Бог поругаем не бывает” (Гал. 6:7). Да, мы надеемся, что Бог обычно не будет наказывать грех таким скорым образом, давая возможность покаяния и исправления. Однако перед нами четкий выбор: либо мы живем в присутствии Бога–Творца, который намерен исправлять мир, начиная с нас, либо мы впадем обратно в приятное язычество, пусть даже в христианской обложке. Суть проблемы Анании и Сапфиры в том, что они, по словам Петра "искушали Духа Господня”. Это типичное древнееврейское выражение "испытывать Бога” означало "думать о том, что тебе может сойти с рук”. Когда Иисус был искушаем, Он отказался броситься с крыши храма, чтобы посмотреть, как его божественное сыновство может Его сохранить и заслужить почтение людей. Он ответил дьяволу: "не искушай Господа Бога твоего”, т.е. "не живи стремлением найти лозейку к тому, что может сойти тебе с рук”. Это не есть сердце, преданное Богу, это есть сердце в рабстве лжи. Сегодня люди (даже в церкви) редко стыдятся того факта, что говорят полуправду для достижения своих целей, не стыдятся своего греха, если только никто об этом не узнает. Ранняя церковь же была в ужасе от подобного проявления любостяжания и лжи, в ужасе от мысли о возможности греха в их среде. А сейчас в церкви нас почти ничто не ужасает. Мы потеряли чувство "святого страха”, мы терпим грех в своей жизни, терпим его в церкви и потом удивляемся, почему в современной церкви нет такого сильного свидетельства, и люди не обращаются к Христу! Сегодняшняя история кричит нам в напоминание: мы можем обманывать себя и окружающих людей какое–то время, но Бога не обманешь. Он знает сердца и поругаем не бывает. Эта история напоминает, что святость не есть что–то вторичное и необязательное, а лицемерная вера в присутствии Бога – страшная вещь. Первые христиане хорошо понимали: призывать имя Иисуса, призывать Святого Духа – значит претендовать на то, что мы храм Бога Живого и значит надо быть готовыми к последствиям. Насколько серьезно мы воспринимаем Божье присутствие в нашей жизни, в нашей Церкви или мы живем, постоянно искушая Бога, ища лазейки того, что может сойти с рук, ведь очевидно Бог не против того и этого дела, раз среди нас никто пока не упал замертво, согрешив? И потом мы удивляемся, что Бог не действует в нас так, как в тех первых христианах, что нет той великой благодати, как была на всех их, что не совершаются руками нашими чудные дела, что люди не присоединяются к церкви не только не тысячами, но даже не единицами?! Не должна ли эта история побудить нас пасть на колени и спросить: как получилось, что это все ушло и "Господи, как Ты желаешь все исправить здесь”? Ведь Благая Весть остается прежней, сила Божья не убавилась, люди все еще нуждаются в спасении. И если мы со всей серьезностью отнесемся к 5 главе Деяний, то, быть может, увидим, как в нашей общине сбывается та реальность, о которой говорил Лука во 2 и 4 главе! Что же нам делать? Каяться, отдаваться Христу, чтобы обрести свободу веры, просить Бога показать, что Он может сделать через наши финансы для Своей славы. Не лгать, не терпеть полуправду, а любить истину. Не считать грех чем–то допустимым, но знать, что Бог Святой жив и реален в Церкви, что каждая мысль и дело открыты перед Духом Истины. Понять, что дар благодати в нашей жизни – это не разрешение жить в грехе и любви к материальным вещам, а сила Божья для того, чтобы любить людей и оставлять всякий грех ради жизни во Христе и Его славы. | |
Просмотров: 403 | Загрузок: 26 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |