Главная » Файлы » Проповеди |
От Луки 12:13–21
29.08.2010, 15:09 | |
Пастор Татьяна Кантарелла Псалом 106:1-9, 43; Осия 11:1-11; Колоссянам 3:1-11; От Луки 12:13-21 "МОЕ!" Два пожилых человека прожили много лет бок о бок, и за все время никогда не ссорились, никогда не ругались, и практически никогда не спорили. В один прекрасный день, один из них сказал, "может быть нам попробовать поссориться хоть раз, как другие, посмотреть как это оно?" "Ну, можно" ответил второй, "но я и не знаю, как происходят ссоры". "Смотри" сказал первый, "я возьму кирпич, мы положим его посередине и я скажу – это мое!, а ты скажешь – нет мое! И после этого начнется ссора". И они положили посередине кирпич и первый сказал, "это мое!" Второй ответил, "нет мое!" А первый сказал: "ну ладно, твое!" и разошлись они так и не поссорившись друг с другом, и больше даже об этом и не думали. Мы вернемся к этим ребятам позже, а пока перейдем к евангельской истории, в центре которой стоит проблема, которую каждый из нас мечтает иметь: что делать с излишком? Это история о человеке, которому так подфортило, и который стал так богат, что не знает, что делать с этим изобилием, свалившемся ему как снег на голову! Иисус рассказывает историю о человеке, чья земля дала "хороший урожай". Эту притчу часто называют притчей о неразумном богаче. Но в начале Иисус ничего не говорит о неразумности этого человека, Он просто рассказывает о том, чья земля дала необычайно обильный урожай. Однако слушатели знали, Иисус говорит о человеке, который уже был богат, ибо владел землей и, в добавок к этому, в один прекрасный день его работники пришли к нему и сказали, "начальник, этот урождай надо видеть! Пшеница повсюду!". Ее так много, что имеющиеся житницы не вместят всего урожая, данного землей. Иисус рассказывает о том, что бывает лишь раз в жизни – хранилища ломятся от урожая! Но сколько урожая должна дать земля, чтобы у богача не хватило места для его хранения!? Иисус специально подчеркивает экстраординарность ситуации, представьте, сколько же всего там было!? Так много, говорит Иисус, что человек решает предпринять радикальные меры – снести свои житницы и построить новые – огромные житницы, чтобы вместить все ТО, ЧТО ПО ПРАВУ ПРИНАДЛЕЖИТ ЕМУ. Важно понимать и то, что урожай, превосходящий все мечты человека, в те времена мог означать лишь одно: все это не иначе как благословение, чудо, дар от Бога… и это не могло не напомнить слушателям еще о двух историях Израильского народа. Первая история – это история Иосифа из ВЗ, когда он был поставлен начальником над Египетской землей. В книге Бытие Иосиф спасает страну, предсказав, что будет семь лет изобилия, а затем семь лет голода (41:35-36). Обильный урожай – всегда напоминание о том, что будет и скудное время. Обилие – это напоминание о нужде. Когда появляется изобилие надо что-то делать, чтобы ни у кого не было недостатка. Другая история, которую вспоминали слушатели Иисуса, это когда Израиль шел по пустыне, направляясь из Египта в обетованную землю. Бог посылал на землю манну, и в шестой день им надо было собирать в два раза больше манны, чтобы в субботний день они могли отдыхать и питаться ей (Исход 16:22-27). Другими словами, огромное благословение накладывает и ответственность следить за тем, чтобы ни у кого не было недостатка. Подготовка к будущему и сбережение изобилия в традиции Израильского народа означали подготовку не только к своему будущему, а к всеобщему будущему. И именно здесь история обретает неожиданный поворот. С нашей точки зрения, человек не делает ничего плохого. Ни взяток, ни воровства, ни жестокого обращения с работниками в истории нет. Этот человек не мошенник. Он просто удачливый человек, которому выпала еще большая удача, и который теперь осторожен и бережлив, чтобы не потерять того, что обрел. Но с точки зрения Иисуса, и без сомненья с точки зрения большинства его слушателей, у этого человека есть два огромных недостатка. Во-первых, он не видел ничего и никого кроме себя самого. Он думал, что благословение, данное ему – по праву ЕГО. Посмотрите, как эта притча изобилует принадлежными местоимениями "мой, мои, моему, мое” и местоимением "я”: "что МНЕ делать? Некуда собрать плодов МОИХ, житницы МОИ, соберу весь хлеб МОЙ, все добро МОЕ, и скажу душе МОЕЙ: душа! много добра лежит у ТЕБЯ на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись". Одно, что ни разу не приходило ему в голову, это поделиться с другими тем, что ему дано. Этот человек не Иосиф, готовый использовать землю на благо других. Он пожинал плоды чуда, произошедшего не по его заслугам, но ничто не указывает на то, что он собирался делиться полученным с другими. Он предполагал, что урожай его, и собирать его должно для его собственного блага, чтобы у него было больше, чем достаточно для него самого. Он проявляет отношение прямо противоположное тому, чему учил и что являл в своей жизни Христос. Вместо того чтобы отвергнуться себя, он самоутверждался, вместо того, чтобы искать счастье в том, чтобы давать, он ищет его в накоплении. У древних Римлян была поговорка: "деньги, как морская вода, чем больше ее пьешь, тем еще больше хочется пить”. И пока у этого человека не изменится отношение, его желание всегда будет одним – иметь еще больше – а это абсолютно противоречит всему тому, чему учил Господь. Этот человек не видел ничего кроме себя и своих желаний. Неспроста в послании Колоссянам, как мы читали сегодня, Павел, перечисляя пороки, которые верующему должно отложить, венчает перечень "любостяжанием”, т.е. жадностью, приравнивая ее, по сути, к "идолопоклонству”. Жадность появляется там, где Бог заменяется другими богами: своим имением, властью, собственным благополучием. Жадность не обязательно связана только с деньгами – жадность - это состояние человека, который все время желает большего и самоуверенно убежден: то, что он имеет, принадлежит ему по праву (и это могут быть не только материальные блага, но и люди, и отношения, и его собственные черты и качества, и жизненные радости и здоровье). Жадность, желание иметь больше, являются идолопоклонством еще и потому, что собственные желания начинают занимать в жизни человека место самого Бога и человек перестает видеть, что дело не в том, что МОЕ, а в том, что "все и во всем Христос”. Именно об этом сетовал пророк Осия, ибо Бог "звал народ свой, а они уходили прочь от лица его”, не осознавая, что именно Бог врачевал их, именно он влек их к себе любовью, именно Он облегчал их ярмо и ласково подкладывал им пищу, призывая к ‘горнему’. Но они лишь думали, что все, что имеют, имеют благодаря себе. Богач в притче Иисуса неразумен, в отличие от того, кого Давид в своем Псалме называет "мудрым”: мудр тот, кто понимает и видит, откуда берется все. Мудр тот, кто понимает, что человек никогда не был самодостаточным, всегда был бы в беде и скорби, и давно исчез бы с лица земли, если бы Бог не был рядом. Но проблема этого богача в том, что он не видел всего этого, а видел лишь себя и то, что считал "своим”. Второе, что мы видим в этом человеке, это то, что он не видел ничего кроме земного мира. Все его планы построены лишь для земной жизни. Между молодым амбициозным человеком и мудрым старцем произошел разговор. Молодой сказал: "я получу профессию", "а потом что?" сказал пожилой. "Потом я начну свое дело." "А потом что?" "Сколочу себе состояние" "А потом что?" "Ну наверное состарюсь, уйду на пенсию и буду жить на свои сбережения". "А потом что?" "Ну, предположим, я умру" "А потом что?" последовал жалящий вопрос. Ни этот молодой человек, ни человек в притче Иисуса не помнили о том, что жизнь не ограничена несколькими десятками лет на этой земле. "Кому же достанется то, что ты заготовил?" Иисус не отвечает на этот вопрос, но этот вопрос, в принципе, риторический. Не трудно представить, окружающих этого человека людей, тех, кто не знал ни смысла его смерти, ни его намерений использовать все для себя, людей почтительно хоронящих его, как полагается в обществе подобного ранга человеку. Они хоронят его, ибо у него никого нет и ему некому оставить свои богатства! В этой истории намерено присутствует ирония – Божий дар, не смотря на намерения этого человека, все равно достанется другим, и не будет использован этим богачем для себя, как он думал. Бог вернет все тем, для кого это было предназначено, когда в ту ночь тот человек умрет. Но Иисус не дает нам повода думать, что Бог сводил с ним счеты или что его смерть была Божьем наказанием ему. Просто этот человек неожиданно умирает, как умирают в мире многие люди, даже те, кто думает, что благоразумно застраховал себя от невзгод. Вспомните так же, что эту притчу Иисус рассказывает в ответ на просьбу человека, обеспокоенного тем, как будет разделено семейное наследство и получит ли он свою справедливую долю. Одной из обязанностей Израильских учителей было разрешать подобного рода споры на основе закона. Есть ли среди нас хоть один, кто не знаком с подобной историей? Кто не желает получить то, что по праву принадлежит ему? Но сколько семейных ссор, разногласий, порванных отношений, сколько причинено друг другу боли из-за таких семейных разборок? И все потому, что мы начинаем предполагать, что данные нам дары это нечто принадлежащее нам по праву – несмотря ни на кого, и, не взирая ни на чьи нужды, так как на свои собственные. Большинство из нас намного лучше способны спорить на тему «это мое» - «нет мое», чем те два пожилых друга, о которых я говорила в начале. Иисус же не желал принимать в этой разборке участия, потому что Он был не просто еще одним законником, с Его пришествием к людям приблизилось Божье Царствие, по меркам которого путь, который избрал этот человек - безумен. Ибо он думает о своем собственном благополучии и ведет себя так, как если бы Бога не было, забывая о том, что в любой момент его жизнь может оборваться и все его планы обнажатся во всей их пустоте. Человек стремится к накоплению из глубокого чувства страха. Жизнь кажется такой хрупкой и непредсказуемой, и мы пытаемся обезопасить себя, накопляя некую «страховку», но эти накопления еще более хрупки, чем сама земная жизнь. Ведь жизнь это не просто несколько десятков лет хождения по земле. Писание напоминает нам, что жизнь – это намного большее, что в Боге есть жизнь вечная, о которой должно помнить: в Осии, Господь призывает народ Свой к вечному, и апостол Павел напоминает, "если вы совоскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога… ибо все и во всем Христос”. Только отрывая взор от земли и, осознавая, что лишь во Христе человек имеет абсолютную уверенность в жизни, человек освобождается от страха и постоянного стремления "обезопасить себя сам”, накопляя и складывая. Человек освобождается от страха через понимание, что жизнь – это дар от Бога, который создал все и дает нам духовную свободу и учит правильному отношению к вещам. Но не думайте, что это относится лишь к богатым, это относится к каждому из нас, кто имеет хоть что–то. Его укор не против богатых и тех, кому повезло больше нас, Его укор к нам, если мы так и не поняли, что есть лишь один верный путь отношения к Богу и к Его творению – осознание того, что нет ничего моего и твоего, а есть просто ты и я, а над нами всеми Христос. И хотя есть много людей, всю жизнь собирающих сокровища для себя, мы призваны быть людьми «богатеющими в Бога». Богатеть в Бога может только тот, кто соединён с Богом, чья жизнь сокрыта со Христом в Боге, кто имеет залог Духа Святого. Богатеть в Бога – это значит возрастать в познании Христа и постоянно исполняться всем Божественным. Апостол Павел поясняет это в послании Еф. 3:16-17 такими словами: «Да даст вам по богатству славы Своей крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши». Вселиться – это значит стать хозяином, а не гостем, иногда приходящим на несколько минут во время воскресного служения или во время молитвы, когда теснота обстоятельств побуждает нас придти к Богу. Богатеть в Бога – это значит становиться богатым верою. Апостол Иаков пишет: «не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?» (Иак. 2:5). Богатство веры заключается не только в сознании, что Бог есть, но в добровольном преклонении и подчинении Ему, как своему Господу, от всей души и от всего сердца. Это молитвенные слова: «Да придет Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Богатеть верою ещё означает богатеть добрыми делами, ибо вера без дел мертва. Как художник без кисти и красок, равно кисть и краски без художника не смогут создать картины, так вера без дел и дела без веры не смогут воссоздать из нас образ Божий. Богатеть в Бога значит наполняться все больше Им и все меньше Собой. Богатеть в Бога – это значит обогащаться Его милостью. Быть милостивым – значит быть способным настолько войти в положение другого человека, чтобы видеть мир его глазами, чтобы обдумывать возникающие вопросы и проблемы его умом, быть способным переживать и чувствовать, как переживает и чувствует другой человек. Именно это все упустил тот человек из притчи Иисуса – он был слишком занят собой, своими возможностями, чтобы видеть, что данное ему благословение дано для того, чтобы благословить других, и чтобы богатеть Богом: Его сущностью, милостью, любовью, щедростью, благостью. | |
Просмотров: 402 | Загрузок: 26 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |