Среда, 15.01.2025, 21:41
Приветствую Вас, Гость | RSS
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Проповеди

Великий Пост 1_21.02.2010
26.02.2010, 09:11
Пастор Татьяна Кантарелла

Псалом 90:1–2, 9–16; от Луки 4:1–13; Второзаконие 26:1–19

Великий пост 1/21 февраля 2010
Время благодарной жертвы

В среду некоторые из нас собрались вместе, чтобы размышлять о начавшемся на этой неделе Великом Посте и о том имеет ли он значение для нашей жизни в современном обществе.  Мы говорили о том, что в традиции христианской церкви эти семь недель перед Пасхой вот уже много веков считаются наивысшей точкой церковного года.  Но кто–то скажет: но в Библии нет никакого Великого Поста, так что все это ненужные человеческие традиции.  Человеческая традиция? Может быть. Ненужная? Тут можно поспорить. Одна из моих любимых проповедниц Барбара Браун Тейлор так описывает появление этой традиции: "В ранней церкви верующие изначально постились лишь 40 часов между страстной пятницей и Пасхой. Но после воскресения и вознесения Иисуса прошли уже годы, и вера многих стала охладевать и становиться посредственной.  Многие из них думали, что после вознесения Иисуса, мир придет к концу весьма скоро, но этого не происходило, и они стали мало ожидать как от Бога, так и от самих себя.  Они повесили на стену деревянный крест и вернулись к своим обыденным жизням, вспоминая свою некогда горячую веру так же, как они вспоминали другие полные энтузиазма порывы молодости.  Мало помалу, христиане стали более преданы своим комфортам: удобному дивану, уютной кухне, вкусному любимому ужину, нежели чем служению Богу и ближним.  Все эти комфорты придавали им чувство безопасности и заботы – если не Божьей, то собственной. Многие решили, что между комфортной жизнью и христианской жизнью нет никакого противоречия, и вскоре их уже было не отличить от окружающих людей.  Их уже не отличала их пылкая любовь друг к другу, их уже не арестовывали за то, что они вступались за права бедных. Христиане смешались с толпой, они не хотели выделяться, избегали крайностей.  Вместо того чтобы быть святыми, они решили довольствоваться тем, чтобы быть просто "тактичными” и Бог застонал!”

Именно тогда некоторые христиане решили, что пришло время опомниться, и обратились к Библии, чтобы понять, как это сделать.  В Писании они обнаружили, как Израиль провел 40 лет в пустыне, учась доверяться Господу, пророка Илию, который провел там 40 дней прежде, чем услышать тихий голос Бога на той же горе, где Моисей 40 дней слушал заповеди от Бога.  Еще они нашли историю об Иисусе, который 40 дней провел в пустыне, искушаемый дьяволом, прежде чем начать свое земное служение.  Им всем было трудно, но им всем это было необходимо, и все они подтвердили еще раз: человек может быть преданным Богу. Вот тогда церковь и объявила 40-дневный Великий Пост, особое время – kairos – время решений и возможностей, специально выделенное время.

Мы живем в мире, в котором господствуют жадность и похоть как в отношении к вещам, так и людям, в мире, в котором мы продолжаем судорожно хвататься за то, что желанно для нас, и не замечаем, насколько мы глубоко несвободны и безличностны. Описывая ранее охладевшее христианство, не про нас ли говорила Тейлор: "христиан уже было не отличить от окружающих людей.  Не было той пылкой любви друг к другу, они уже не вступались за бедных в ущерб себе... они смешались с толпой…избегали крайностей…вместо святости довольствовались лишь тем, что тактично…” Именно поэтому Великий Пост для христиан, которые не желают охладевать, не менее актуален сегодня, чем тогда.  Интересно то, что название Великого Поста в средние века во многих странах сменилось на разговорное "Lenten” (англ.), означавшее "весенняя пора”, указывая не только на время года, но и на приглашение к пробуждению души. Великий Пост был приглашением очистить жизнь от наших пристрастий и обнаружить, что останется, когда не станет наших комфортов.  Эти сорок дней были даны, чтобы вспомнить, что значит жить лишь по Божьей благодати, а не тем, чем мы сами можем себя обеспечить.

Именно поэтому, вопреки нашим стереотипам, мы призваны в начале этого 40-дневного путешествия увидеть перед собой не время для изнурения и мучений, построенных только на отрицании – например, отказе от определенной пищи, а, наоборот, время открытия новой свободы, в которой мы переходим от жизни, основанной на том, чего я хочу, к жизни, основанной на том, что мне необходимо и в физическом и в духовном смысле.  Бог приглашает нас в это путешествие, чтобы постигать и обновляться, войти в духовную весну и истинную свободу в Боге. 

Не удивительно тогда, что наш первый великопостный урок истинной свободы и жизни в Боге начинается с урока о «жертве благодарности» и связан принесением мира обратно Богу в благодарении. Книга Второзакония начинается с момента, когда 40 летние блуждания Израиля подошли к концу, и народ стоял на берегу реки Иордан, готовый вступить в обетованную землю.  Мы уже сказали, что их 40-летние блуждания по пустыне были связаны не с чем иным, как с необходимостью научиться полагаться исключительно на Бога.  Теперь, когда они вот-вот войдут в обетованную землю, землю в которой "течет молоко и мед”, они, ни в коем случае, не должны поддаться забвению о том, кто они, откуда они пришли, кто вывел их из египетского рабства и ввел их в эту благодатную землю. 

Именно поэтому, Ветхий Завет предписывал народу Израиля, придя в эту новую землю, ежегодно приносить Богу десятину, т.е. десятую часть всего, что произвела земля: "Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля твоего каждогодно” (Втор. 14:22). Слово "отделяй” буквально означает "давай”, которое в этой одной главе встречается, по крайней мере, 11 раз! Прежде всего, оно используется в отношении Бога, который "привел нас сюда и дал нам землю сию, в которой течет молоко и мед” (9). Автор повторяет это почти в каждом стихе, чтобы народ не забыл, как он попал туда, из чьей руки он получил все, что имеет! Но есть одно из употреблений слова "давать”, которое мы, к сожалению, легко упускаем из-за издержек перевода.  В 6 стихе Писание говорит о том, что когда народ находился в Египетском рабстве, египтяне "притесняли нас, и налагали на нас тяжкие работы”. Слово "налагали” это то же слово, что переводится в остальных случаях "давать”. В контраст с Богом, который щедро даровал им прекрасную землю, Египет давал им лишь непосильный труд и притеснение.  

Эти два совершенно разных использования слова "давать” многое говорят нам о сущности благодарности.  Благодарность за землю, которую дал Господь, невозможно понять во всей полноте, не принимая во внимание тяжкий труд, наложенный на народ в рабстве.  Ибо тот же Бог, который "рукою сильною вывел их из Египта” (26:8) это тот же Бог, Кто благополучно привел их "в землю, и дал ее им в удел” (26:1).  Истинное благодарение всегда коренится в воспоминании о спасении, и  не может строиться только на том, что есть сейчас.  Среди богатства и благополучия своей нынешней жизни народ был призван помнить, что они часть общины, некогда странствующей, некогда в рабстве, но даже тогда хранимой верностью одного Бога. Напоминая себе почти в каждом стихе о том, Кто дал им все, что у них есть, народ призван ежегодно приносить Богу десятую часть, лучшую часть того, что они получали.  И эта часть символизировала целое: возвращая Богу начатки того, что Он дал им, израильтяне призывали Его благословение на весь урожай.  Тем самым они признавали, что земля принадлежит Богу, а мы всего лишь распорядители Его даров; и значит, принося десятину, мы, как выражение благодарности, отдаем Ему то, что является Его собственностью.  И этот акт "возвращения” всегда рассматривался народом Израиля не как потеря, а как приобретение!! Праздник урожая был временем радости и довольства: "И веселись о всех благах, которые Господь, Бог твой, дал тебе и дому твоему, ты, и левит, и пришелец, который будет у тебя” (26:11).

Эту идею принесения десятины ранние христиане применили и к Великому Посту, который рассматривался как десятая часть года, отданная Богу в благодарении. Выделяя это время для духовной весны, мы свидетельствуем, что и вся наша жизнь в целом, и каждый ее миг дарован нам Богом. Принося эту часть нашей жизни в посвящении Богу, мы призываем Его благословение на все целое.  Великий Пост, тогда, символизирует освящение времени, призывает понять, что время не просто подконтрольно нам, так что мы можем эгоистично использовать его, как нам вздумается. Время принадлежит Богу, мы же только его распорядители, а не хозяева.  В восточной литургии есть прекрасные слова, отражающие эту мысль: "Твое из Твоего Тебе приносим, во всем и за все”. И эти слова прекрасное напоминание о том, что Великий Пост – это возвращение Богу Его собственности.

И как для Израильтян принесение десятины было временем радости, приобретением, а не лишением, так это может быть и для нас - Великий Пост, как время радостного приношения и истинной жертвы Богу.  Мы приносим в жертву Богу, прежде всего, десятую часть года и через нее самих себя, всю нашу жизнь, все ее дни и часы. И если мы хотим, чтобы это принесение себя и времени было значимым, оно должно нам чего–то стоить.  Однажды царь Давид хотел принести Господу жертву, и некто предложил ему для этого даром и волов и повозки и дрова, но Давид ответил: "не вознесу Господу, Богу моему, жертвы, взятой даром” (2 Царств 24:24).  Посмотрите на эти вещи – это пример того, что люди отдают в церковь, и, наверное, гордятся своей щедростью перед Богом.  Но не спешите судить их, мы очень часто делаем то же, когда церковь просит поучаствовать в сборе детских рождественских подарков или одежды. Когда мы ищем, что бы отдать, мы часто останавливаемся на том, что уже самим надоело, не нужно или не нравится, что «не жалко».  Признаемся, как часто мы действуем по принципу "Вот тебе, Боже, что мне не гоже”? Это общечеловеческая склонность. Именно поэтому Писание призывало Израильский народ приносить "начатки” урожая, т.е. не только "первую”, а "лучшую часть!”  Если мы хотим, чтобы принесение себя, того, что у нас есть и нашего времени было значимым, оно должно нам чего-то стоить, не забывая, в то же время, делать это с радостью, а, не скрипя зубами.

Ведь, как хорошо заметил епископ Каллист, приносить Богу жертву это, прежде всего, не "отдавать”, а именно "давать”. Ударение делается не на том, что мы себе в чем–то отказываем, а на том, что мы приносим что-то Богу и ближним. Когда мы приносим Богу дар, – дар, который Он принимает – мы хотим через это восстановить личные отношения между нами и Ним, оставляя иллюзию, что наша жизнь в наших руках, и мы никому ничем не обязаны.  Великий Пост и предназначен и может стать лекарством от такой самонадеянности.

Мы начали разговор с того, как мы все привыкаем к нашим "комфортам”, а они у каждого свои.  99% людей подвержены уже ставшим рабскими привычкам и пристрастиям, будь то к еде, покупкам, сплетням, разговорам по телефону, Интернету, курению, телевизору или чему-то еще. У всех из нас есть то, что для нас играет такую же роль, как соска для недовольного младенца.  Пристрастие по сути это что угодно, чем мы заполняем наш внутренний вакуум, предназначенный только для Бога.  Этот вакуум, который мы порой ощущаем, не является признаком проблемы. В нас всех есть это святая святых, эта свободная комната, предназначенная для Господа Бога нашего.  И ничто не может наполнить ее, но мы все же не перестаем пытаться это сделать. Как только мы начинаем ощущать внутри какую-то пустоту, мы сразу же хватаемся за нашу "соску” и упорно начинаем ее сосать. Но, как и соска, ничто из наших пристрастий не утоляет наш голод, а лишь затыкает дырку.

Именно поэтому Великий Пост дает нам возможность войти в пустыню, оставив наши пристрастия позади хотя бы на время и понять, чему нас научит это время без них.  И нет ничего слишком незначительного. Для кого-то из ребят это могут быть компьютерные игры.  Проделайте в Великий Пост такое упражнение - обращайте внимание, как часто вы думаете об этом эти 40 дней. Задумайтесь, в какие моменты приходят мысли об этом и почему? Что происходит, когда вам безудержно хочется взяться за вашу «соску»? Вам это действительно жизнено-необходимо? Или вы просто чувствуете одиночество, которое хотите приглушить? Но разве одиночество всегда плохое чувство? Попробуйте сесть и посидеть с этим чувством, вместо того, чтобы сразу же удовлетворять его и посмотрите, что вы обнаружите в себе? Вполне возможно вы услышите голос, который будет уговаривать, что вам без этой соски не обойтись. "Ты же умрешь с голоду. Ты сойдешь с ума”. Если вы не поддадитесь, голос перейдет ко второму уровню: "Какая это соска, кого ты слушаешь, это твое законное право, воспользуйся им”. А если не поддадитесь и этому, всегда есть третий уровень: "Если Бог тебя, действительно любит, Он позволит тебе делать все, что ты хочешь. Зачем терять время на это глупое упражнение?”  Если вы не знаете, кому принадлежит этот голос, прочитайте снова 4 главу Евангелия от Луки.   Так что попробуйте это упражнение с тем, к чему вы пристрастны и когда услышите голос искусителя, пошлите его подальше и решите для себя, что вы будете делать в Великий Пост. Или еще лучше – кому вы будете принадлежать.  Иисус знал, кому Он принадлежал, и потому отказаться от тех же благословений, которые Бог дал Израилю во время их блужданий в пустыне: пищи, владения землей и Божьей защиты.  Ибо Он знал, что проблема всегда не в самих благословениях, а в том, кто их предлагает и какой ценой. Все, что предлагал дьявол, имело условия: "поклоняться и служить” не Богу, а ему.  Господу Богу твоему поклоняйся, и ему одному служи.

Пусть эти недели Великого Поста станут для нас десятиной времени, десятиной нашей жизни, принесенной Богу в провозглашение того, Кому мы желаем принадлежать и служить. Ожидайте великого и от Бога и от себя.  Помните, что с Богом все возможно, зачем довольствоваться чем-то меньшим?


Категория: Проповеди | Добавил: moscownazarene
Просмотров: 435 | Загрузок: 38 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта