Главная » Файлы » Проповеди |
Великий Пост 2_21.02.2010
01.03.2010, 16:55 | |
пастор Татьяна Кантарелла Псалом 26; Бытие 15:1–12, 17–18; Филиппийцам 3:17–4:1; От Луки 13:31–35 2–е Воскресенье Великого поста/28 февраля 2010 г. За дверью Судья или Влюбленный? В сериале "Мой личный злейший враг” мы встречаем Генри — консультанта среднего класса, который живет обычной жизнью в пригороде с женой, детьми, собакой и минивеном. Мы так же встречаем Эдварда — агента, говорящего на 13 языках, пробегающего милю за 4 минуты и умеющего убивать зубами. Казалось бы – между Генри и Эдвардом нет ничего общего, за исключением того, что им приходиться уживаться в одном теле! И когда заботливо воздвигнутая меж ними стена рушится, Генри и Эдвард оба оказываются на незнакомой территории, где каждый из них в опасности. «Мой худший враг» это сериал о двойственности человека, который в буквальном смысле борется сам с собой. Кому доверять, если не можешь доверять себе? В это второе воскресенье Великого Поста Писание оголяет и нашу двойственность и заставляет задаться тем же вопросом. В это воскресенье мы одновременно призваны и задуматься о своих падениях, и вспомнить, кто мы и кому мы принадлежим. Евангелие от Луки напоминает нам, что мы "делатели неправды” (13:27) и "побивающие Божьих пророков камнями” (13:34), а апостол Павел называет нас "врагами креста Христова” (Фил. 3:18). Но нам так же напоминают, что мы "наследники Авраама”, граждане небесного царства и члены славного Тела Христова. Вот уж точно, личностный кризис! Как хорошо кто–то заметил, "что нам делать? Петь "аллилуйя” или бежать прятаться? Славить Бога или умолять о прощении и милости в день Суда?” Жизнь каждого из нас настолько полна противоречий, что себе доверяться просто не возможно. И если на себя не положиться, то на кого? Начнем с начала сегодняшних историй. Вернемся назад, приблизительно на четыре тысячелетия и вспомним историю нашего праотца Авраама. На тот момент его еще звали Аврам ("великий отец”) и лишь в будущем Бог переименует его в более знакомое нам Авраам ("отец многих”). В сегодняшней истории он все еще простой Аврам, пожилой еврей, у которого так и нет наследника, но который, тем не менее, верит, что Бог исполнит свое обещание и даст ему сына и землю. Но верить на пустом месте довольно трудно и ему не помешало бы какое-нибудь доказательство, подтверждение: "Владыка Господи! Почему мне узнать, что я буду владеть землею?” (Быт. 15:8) То, что происходит потом – Божий ответ на эту просьбу, подтверждение того, что обещанное, непременно, сбудется. И таким подтверждением становится завет с Богом, который заключен ночью среди кучи рассеченных животных. Эта сцена кажется нашему современному читателю слишком дикой, но в те времена это было общепринятым способом заключения соглашений. Люди брали нескольких довольно крупных животных и аккуратно рассекали их пополам, затем клали эти половины на землю так, чтобы между половинами был проход. Затем каждая сторона, заключающая соглашение, проходила между этими половинами животных как бы говоря: "Да будет со мною так же как с этими животными, если я нарушу свою сторону соглашения”. Подобно тому, как мы обещаем (но вряд ли имеем это в виду!), говоря: "Чтоб я сдох!” Это символичное действие провозглашает серьезность намерений оставаться верным своей стороне завета, такую серьезность, в которой ты предпочитаешь умереть, нежели чем нарушить свое слово. Именно таким заветом Аврам вступил в отношения с Богом. Такая сцена далека от нашего собственного опыта. Мы совершенно иначе представляем себе алтарь в эти дни. Для нас образ алтаря связан с прекрасными церковными традициями, лампадами, иконами. Мы преклоняем колени у алтаря полного покоя и тишины церковной атмосферы. В то время как Аврам к своему алтарю должен пройти через кровь, отмахиваясь от хищных птиц, которые позарились на животных, что он принес в жертву Богу. Его алтарь не тихое, уютное место, а угрожающая ночь, в которой он засыпает тревожным сном, усталый физически и морально после этого дня рассечения животных. Но именно среди этого неспокойного, тревожного сна, среди ночи, полной ужаса и мрака (15:12) он видит "дым как из печи и пламя огня”, прошедшее между половинками животных. Это был Господь, который прошел, чтобы запечатать свою сторону завета, Господь, который еще раз повторил свое обещание дать Авраму наследников и землю, в которой они будут жить. Эта, с первого взгляда, далекая от нас история, на самом деле, часть и нашего собственного начала отношений с Богом. Ведь и в нашей жизни полно всяких реальных неприглядных вещей на пути к Богу: и кровь и боль, и вера и сомнения, и страх и обетование, не так ли? И наша история с Богом полна реальных отношений: Аврам и Бог говорят друг с другом, Бог говорит Авраму что делать и он делает, Аврам верен своей части завета, Бог Своей. Аврам избранный Божий и понимает это. Но что пошло не так со времен Аврама и случилось ко времени, описанному Лукой? Те самые потомки Авраама, которых Бог по слову своему дал ему, описаны, как стоящие на улице, желающие войти на пир, но их не пускают. Евангелие говорит, что многие будут пытаться войти в тесные врата, будут стучать, но голос изнутри откажется, что между ними нет никаких отношений. "Не знаю вас, откуда вы”, скажет Господь, "говорю вам: не знаю вас” (Лк. 13:25, 27). Барбара Тейлор заметила: "вот самое худшее осуждение из всех – не приговор к мукам ада, а быть исключенным из небесного царства, навечно отлученным от того места, в котором ты больше всего желаешь быть и от людей, с которыми ты больше всего нуждаешься быть, и все потому, что во время своей земной жизни мы отказывались быть с людьми, которых нам посылал Бог, слушать пророков, которые говорили нам о нас то, что мы не желали слышать. Мы думали, что мы в порядке, а они говорили нам, что мы смертельно больны. Мы думали, что мы богаты, а они говорили нам, что мы нищи в том, что на самом деле ценно. Мы думали, что можем позаботиться о себе сами, а они говорили нам, что мы крайне нуждаемся в спасителе, в том, кто растопит наши оледеневшие сердца и приведет нас домой”. "Иерусалим! Иерусалим! Избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: "благословен Грядущий во имя Господне!” (Лк. 13:34–35) Так что, приговор вынесен? Последнее слово было сказано? А где мы во всем этом? Внутри или снаружи? Оправданы или осуждены? Открыта ли еще дверь, чтобы войти на пир или же он уже начался, а мы остались не у дел? Послание к Евреям говорит о вине того, кто попирает Сына Божия и кровь Его завета, который был некогда освящен: "страшно впасть в руки Бога живого!” (Евр. 10:29, 31). Но как же так, все это кажется ошибкой. Мы ведь думали, что на милость Иисуса мы точно можем рассчитывать, можем положиться на Его понимание. Неужели это именно Он закрывает ворота перед нашим носом? Неужели Ему до нас совершенно нет дела? А может дело в том, что это нам не было до Него дела? Недалеко от Иерусалима на склоне Елеонской горы стоит капелла, называемая Доминус Флевит, что переводится с Латыни "Господь плакал”. Капелла предположительно поставлена на том месте, где остановился Иисус, входя в Иерусалим. К этому времени Он был уже отвергнут Назаретом, Коразимом и Капернаумом. Теперь дошла очередь и до Иерусалима. Остановившись на Елеонской горе прямо напротив Храма, "И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нём. И сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; ибо придут на тебя дни, когда враги обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду; и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего" (Лк. 19:41–44). Он провозгласил на Иерусалим суд. По крайней мере, именно так видят некоторые то, что Он сделал. Вспоминая сколько пророков было убито там, и, предполагая, что Он будет следующим, Он либо провозгласил на Иерусалим суд либо оплакивал то, что они потеряли любовь. Кто Он? Судья или Влюбленный, чья любовь отвергнута? А может быть и то и другое? В любом случае, Он плакал и его слова так понятны тем из нас, кто когда–либо любил безответной любовью: "Ну что ж, пусть будет по–вашему. Я бы любил вас больше всех, заботился бы о вас. Но я все понял: вы не желаете моей любви. Ну что ж, оставайтесь при себе и своих желаниях. Больше вы меня не увидите, но помяните мои слова – когда я уйду, вам будет не доставать Меня, вы пожалеете, что отвергли мою любовь”. И "Господь плакал”, Доминус Флевит. Оказаться среди "врагов креста Христова”, среди тех, кто променял любовь к Тому, Кто единственный может спасти нас – значит оказаться перед дверью закрытой и отделяющей нас от всего того, в чем мы, действительно, нуждаемся. Наш собственный выбор, наш собственный злейший враг, наше сердце, променявшее любовь к Спасителю на любовь к другим "господам”, "богам” и "богатствам” ставит нас перед закрытой дверью. Но "Иисус плакал” и у этой закрытой двери слышен тихий шепот Благой Вести, который слышен на фоне разбитого сердца Спасителя, которого мы отвергаем нашей жизнью. Сможем ли мы расслышать этот шепот Благой Вести? Ведь за этой дверью не безучастный судья, вручающий нам с небес свой беспощадный вердикт, за ней Тот, кто любит нас, чьи неутешительные слова предупреждения говорят не о Его пренебрежении к нам, а о Его невероятной посвященности нам. Что заслуживает большего осуждения, чем отвержение самого Мессии Божьего? "Сказываю же вам, что вы не увидите Меня”, говорит Он. Но даже среди боли и скорби отвержения, попрания Его святой крови, пролитой за нас, Иисус, Господь наш, Который продолжает любить нас, приоткрывает для нас щелку двери. "Вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: "благословен Грядущий во имя Господне!” (Лк. 13:35) Он говорит это, чтобы мы помнили, что ничто – ни наше отвержение, ни наша неспособность следовать за Ним, ни даже то, что мы распяли Его на кресте, не заставит Его перестать любить нас и продолжать предлагать нам Свою любовь. Если мы только найдем в сердце место для того, чтобы благословлять Его, любить Его и жить по этой любви к Нему, Он незамедлительно поспешит на встречу нам, чтобы привести нас домой. И найдя для Него место в сердце, мы обнаружим, что история Аврама и тот завет – это и наш завет, что Бог уже давно избрал нас и сделал все, для того, чтобы соединиться с Ним навеки. А что Бог соединил, то человек да не разделяет, а когда мы пытаемся отделиться, чтобы жить независимо от Бога, мы вскоре обнаружим, что когда пытаешься "удалить” Бога из своей жизни, ты будешь неизбежно кровоточить, и это не образ, а реальность духовной жизни. И потому, мы сегодня призваны не к тому, чтобы чувствовать себя виноватыми, а к тому, чтобы любить. Его любовь – это любовь с последствиями, но это и любовь, которая никогда не перестает, и которая зависит не столько от нашего поведения, сколько от нашего понимания того, кто мы и чьи мы. Птица желает собрать своих птенцов под своим крылом не потому, что они все хорошие, а потому, что они ее. И мы часть такой же истории любви к нам, но как часто бывает, мы не понимаем этого, пока не уйдет или не умрет тот, кто нас так любит. Нам всегда кажется, что если бы мы были там на Елеонской горе, мы бы осушили Его слезы и благословили Его, но нас там не было и та часть Его, к которой мы могли бы прикоснуться, ушла навсегда. Что же нам делать? Помнить Его завет, помнить, что мы Его, что куплены дорогой ценой Его крови, которая омыла нас и связала с Ним. Что делать? Любить Его, любя друг друга. Любить Его в Его отсутствие, любя Его присутствие в каждом брате и сестре, как и Он любил всех. Помнить, что, живя так, как если бы Он не умирал за нас, как если бы Его не было в нашей жизни, как если бы мы никогда не каялись и не находили у Него прощения, мы "вырезаем” Его из своей жизни, калеча свое сердце и душу, и оставаясь вне Его брачного Пира, на котором все те, кто принял Его и жил Его любовью до конца. Жить, помня, что Он, не хладнокровный Судья, а бесконечно Влюбленный в нас и не устающий прощать Господь, который ждет за узкими закрытыми вратами, к которым мы не захотели раньше идти, но при первом же стуке, биении измененного, покаянного сердца – распахивает двери, чтобы обнять нас и отвести домой. Пока еще есть время, сейчас есть… услышать Его голос, зовущий ответить на Его любовь и прислушаться к Тому, что Он говорит о нашей жизни… От этого будет зависеть, Кто для нас окажется за этой дверью, Судья или Влюбленный, который приведет нас домой. | |
Просмотров: 387 | Загрузок: 38 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |