Суббота, 18.05.2024, 08:19
Приветствую Вас, Гость | RSS
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Проповеди

1 Петра 3:1-8
08.06.2013, 22:32

Псалом 33:2-9; от Матфея 19:1-12; Галатам 3:26-28

«Как нам жить? ч. 3: благовестие истинных брачных отношений»

1 Петра 3:1-8

Некто очень верно заметил, что хотя люди свободны принять решение или сделать по-своему, большинство все равно прибегают к каким-то уже существующим схемам, подстраиваются под стереотипы и ведут себя достаточно предсказуемо. Можно было бы привести много примеров. Я каждое воскресенье наблюдаю за тем, как люди заполняют церковь. Люди свободны сесть везде, где пожелают, им предоставлена в этом полная свобода, но они как правило проходят до середины и садятся как правило на одну сторону чуть поодаль от других. И только когда эти места заполнены, они садятся куда-то еще, заполняя пробелы. Или, я уже приводила пример молодежи – они могут одеваться как хотят, но инстинктивно, выбирают те же самые джинсы, куртки, и прически, что и другие. И когда видишь их вместе, кажется, что это у них униформа такая. Недавно мне попалось фото на эту тему  (Фото «клонов»). Очень часто, думая, что мы имеем свое, как нам кажется подтвержденное фактами, мнение по какому-то вопросу, мы, на самом деле всего лишь выражаем сложившуюся под влиянием нашей культуры точку зрения, которая может быть очень далека от правды.

Так вот, апостол Петр, в послании которое мы прочитали сегодня старается рассеять очень крепкие стереотипы, укоренившиеся в умах людей с древних времен в отношении мужчин и женщин, в том числе отношений мужей и жен.  Интересно то, что мало изменилось в представлениях людей. Загляните в «женские» журналы сегодня – прически, украшения и одежда их обязательные атрибуты, и судя по словам апостола Петра, так было и в древние времена. А на чем фокусируются журналы для мужчин (приличные)? Спорт (сила), быстрые машины, высокие технологии. Все это символ власти, силы, превосходства, умения, контроля.

А теперь смотрите, что говорит Петр: «друзья! у христиан должно быть все по-другому! Представьте, что истинная женская красота не снаружи, а исходит из сердца! Представьте, что замужнюю женщину больше всего украшает ее характер, сущность, а не внешность!» Это была и есть совершенно радикальная мысль. Он продолжает: «И предположим, что истинная мужская сущность мужа проявляется не через грубую силу и издевки над своей женой, в стремлении подчинить ее себе силой. Предположим, что истинное самоутверждение мужчины происходит тогда, когда он относится к ней как к равной, хотя в каких-то ситуациях она и бывает физически более слабой».  Это была и есть совершенно радикальная идея! Петр выдвигает для своего времени и культуры совершенно радикальные идеи, которые и нас должны заставить переосмыслить свое мышление и взвесить насколько наше понимание отношений между мужем и женой, действительно, христианское, или же оно лишь отражение древних языческих стереотипов.  

Петр призывает христиан с радостью вести себя совершенно иным образом чем мир, не смотря на пропаганду журналов, потому что тогда они смогут сказать миру нечто важное о Боге и о том, как Он меняет жизнь.  Но, к сожалению христиане слишком часто позволяют мирским стереотипам и гормонам определять наш образ отношений между мужем и женой.  Так что нам крайне необходимо изменить свое мышление на истинно евангельское и понять, что говорит Петр не через мирские стереотипы, а через Слово Божье.

Сейчас мы посмотрим насколько наше понимание обусловлено древне греческой и римской культурой. Когда мы слышим слова Петра «жена да подчиняется мужу своему», какие это вызывает у нас мысли, реакцию? Каков первый смысл этих слов для нас? Как вам кажется, это совместимо с Евангелием? Как-то не очень, не так ли? Печально то, что на протяжении многих веков мужчины подчеркивали слова обращенные в 1-6 стихах к женщинам и игнорировали то, что Петр говорит мужчинам в 7 стихе.  И многие женщины просто безропотно принимали такое половинчатое чтение как данность.  Существует очень тонкая грань между действительно радостным, мудрым послушанием Слову Божьему и ложно смиренным подчинением. Слишком долго под «подчинением жены мужу» понимали безоговорочное, а порой рабское подчинение воле мужа, который имеет право делать с женой, что захочет.  Это ложное понимание призывало женщину: «не выступай, делай, что говорит муж, и тогда ты не пострадаешь».  Именно отсюда произошли чудовищные выражения из серии: «бьет, значит любит» и тому подобные фразы в которые многие (даже верующие люди верят), но которые так далеки от истины!!  И не удивительно, что слова «жена да подчиняется мужу своему» вызывают у многих женщин какое-то щемящее чувство несправедливости, дискомфорт: с одной стороны, они хотят быть послушны Слову Божию, но что-то не так в том, как именно это Слово на протяжении веков понималось и преподносилось. Но почему?

Дело в том, что если мы начинаем читать слова Петра с 3:1 стиха, у нас всегда будет проблема правильного понимания, потому что у нас сразу включаются накопленные годами стереотипные понимания роли мужчины и женщины и того, как они должны относиться друг к другу. А представления эти появились явно не из Божьего Слова.  А откуда тогда? Давайте совершим небольшое путешествие во времени.

Представьте, что вы выходите на улицу под палящее солнце, там вас увлекает шумная толпа, спешащая на окраину города к храму, стоящему на вершине горы.  Вы замечаете, что вокруг вас одни мужчины. Кто-то одет в белоснежный хитон, кто-то просто в грязную набедренную повязку и кожаный ремешок на шее.  Приблизившись к храму, вы видите кривоногого старика, вокруг которого сидит группа юношей, ловя каждое его слово. Он говорит: «Не беспокойтесь, ада не существует, не надо бояться наказания после смерти в каком-то месте страдания. Мы терпим наказание уже здесь и сейчас. Цена нашего греха была дана нам Зевсом когда он дал нам эти существа и устроил так, что без них мы жить не можем, и в то же время не переносим их компанию!» Среди слушателей прокатилась волна смеха. Старик продолжает: «Мы не можем избежать этого наказания, т.к. оно живет среди нас – это наши сестры, матери, невесты, жены, дочери, любовницы. Более того если мы проведем свою жизнь в грехах и трусости, то Зевс потом вернет нас на эту землю в виде женщины».  Слыша все это вы возмущенно восклицаете: «Кто этот человек!?» «Как, вы не знаете величайшего из философов на земле? Это же ученик самого Сократа – Платон!!»

Вы удивлены? Так вот этот величайший философ Платон, живший давным-давно и об учении которого мало кто из нас что-то помнит, очень повлиял на наше мышление. Мы и понятия не имеем как мысли и учение древних философов, врачей, поэтов и мыслителей продолжает влиять на нас и по сей день во всех сферах жизни.  Именно от этих философов взяло начало все западное мышление.  А многие современные убеждения произошли от древних легенд (по большей части вымышленных рассказов о древности, о происхождение всего – вымышленных!!). Именно легенде о Зевсе мы обязаны убеждению, что  женщины являлись «наказанием» для мужчин, и должны были всегда быть дома, подчиняться мужчинам, будучи их собственностью и допускались лишь к определенным занятиям.  Согласно тем же легендам, женщины не заслуживали доверия и являлись источником зла.  Не удивительно, что среди таких убеждений к женщинам относились ужасно. Именно от такого понимания позже родились и законы, способствовавшие развитию проституции – если женщина просто собственность мужчины, ее можно использовать для извлечения прибыли.   В древнем Риме и Греции даже существовала законная практика умерщвления нежелательных младенцев женского пола – закон не возбранял просто оставлять их у дороги или в лесу умирать. Делать это с мальчиками закон не позволял. А завоевания Александра Македонского и последующее расширение Римской Империи распространили эти идеи на всю территорию средиземноморья, сформировав цивилизацию в которую пришел Иисус и в которой мы живем до сих пор.

Если же мы обратимся к Божьему откровению о происхождении мужчины и женщины, то увидим совершенно иную картину: Бог создал их как отражение Своего образа, и глядя на обоих сказал: «весьма хорошо!» Мужчина и женщина были созданы равными, чтобы рука об руку служить Богу.  Так и Петр напоминает, что женщины «равные с мужчинами наследницы благодатного дара жизни» (1 Пет. 3:7). Библия говорит: «да владычествуют ОНИ… над всею землею», а это значит, что вопреки древнегреческому пониманию, женщина была создана не для того, чтобы служить Адаму, а чтобы служить вместе с ним. И еще мы узнаем из Библии, что противостояние полов возникло тогда, когда люди повернулись спиной к Богу, навлекши на землю неисчислимые беды, включая ненависть мужчин и женщин друг к другу, неравенство, главенство одних над другими. Библия возлагает ответственность за грех на обоих – на Адама и Еву. Но со временем люди перестали видеть в неравенстве последствия греха, а стали думать, что неравенство мужчины и женщины было изначально задумано Богом, и с готовностью принимали подтверждения тому из сомнительных источников, подобно древним легендам, отвергая библейское учение. 

Так что мы видим, как к пришествию Христа, представления Евреев о браке и отношениях в семье уже далеко уклонились от Божьего замысла, во многом подчинившись греческому образу мышления и римским обычаям. И, учитывая то, что считалось нормой в отношениях между мужем и женой в Израиле 1 века, слова и поступки Иисуса по этому вопросу были крайне радикальными и даже революционными.  Иисус пришел, чтобы принести исцеление, которое было обещано Богом Адаму и Еве, пережившими общую трагедию грехопадения в Эдемском сауд. Иисус пришел положить конец горьким последствиям, губящим разбитый и грешный мир, в том числе и отчуждение между мужьями и женами. Иисус пришел освободить всех людей, Он не начал движение в поддержку женщин – Он начал движение в поддержку человечества. Но не удивительно, что на Его учение особенно охотно откликнулись именно женщины, которые столько веков находились в изоляции в своих подчас враждебных семьях, они, как никто другой знали, что такое неуверенность в завтрашнем дне, несправедливость и одиночество (Элси Баулдинг)

Что же делает Иисус? В 19 главе Ев. от Матфея фарисеи задают Иисусу вопрос о разводе, пытаясь его подловить. Но заметьте, как они ставят вопрос: «муж имеет право разводиться с женою по любой причине?» - подразумевая, что только у мужчины есть права, у женщин их нет! Но, задав Иисусу этот вопрос, оппоненты сами дали ему возможность говорить о равенстве в браке, а не только о разводе. И Он напоминает им то, что они все забыли: «вы что не читали, что в начале Бог сотворил и мужчину и женщину?» (Быт. 1:27) – у них одно происхождение и они равны в правах и обязанностях. Они опять: «но Моисей же позволял давать жене разводное письмо и прогонять ее!» Иисус отвечает: «это по вашему упрямству он разрешил, а СНАЧАЛА БЫЛО НЕ ТАК». И Он напоминает как это было сначала! Сначала Бог сказал мужчине: «Да оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей». Во времена Иисуса для молодой римлянки брак означал полный принудительный разрыв со всем, что было ей близко – переезжая в семью мужа, она лишалась даже привычных «богов».  Иисус же напоминает, что сначала Бог призывал мужчину ради брака с женой отказаться от своих прав на семью.  Как же далеко ушел от этого Божьего замысла мир и как радикальны были слова Иисуса!

Иисус продолжает – «и будут два одна плоть» (Быт. 2:24), еще раз подчеркивая их равенство и единство. «Господь Бог наш, есть Господь един» и как между Богом Отцом, Сыном и Святым Духом нет иерархии, так и в человечестве, сотворенным по Его образу и подобию, между мужчиной и женщиной тоже не может быть превосходства одного супруга над другим.  Иисус покончил с двойными стандартами. Петр так же развеивает всякие не библейские понятия отношений в браке.

Но чтобы правильно понять то, что Петр говорит здесь, надо помнить, что это третий пример правильного христианского поведения в обществе о котором он говорил в 2:13: «Подчиняйтесь ради Господа, всем человеческим установлениям», благодаря которому христианское свидетельство в обществе будет услышано.  Петр обращался ко всем христианам: мужчинам и женщинам, а в 3 главе он приводит пример того, как это выразится в семейных отношениях. Поэтому вместо того, чтобы фокусироваться на превратно понимаемом слове «подчиняйтесь» необходимо увидеть, что Петр призывает к такому образу отношений в браке, который будет являть Бога неверующему супругу/супруге.  Ведь смысл правильных отношений в браке не только в том, чтобы мужу и жене как-то уживаться более или менее мирно, есть другая причина – чтобы неверующий муж через отношение жены обратился к Богу (3:1).  Исторические исследования показывают, что в ранней церкви было намного больше верующих женщин с неверующими мужьями, т.к. христиане не только не бросали девочек умирать на улице, но еще и брали брошенных в свой дом и они становились христианками.  И потому призыв Петра к женам был крайне актуален – живите такой светлой, святой жизнью, чтобы ничто не могло быть мужем сказано против Бога и твоей веры.  Петр возвышает женщину своими словами, говоря о том, что женщина может повлиять на своего мужа мудрой жизнью и уважительным отношением.  Если ее мышление, как мы говорили в начале не должно быть как принято в мире – стремлением лишь к внешней эффектности в прическе, одежде и украшениях, потому что если она при этом будет сварливой и постоянно жалующейся, то ее неверующий муж никогда не сможет увидеть в ее поведении Божью благодать и любовь и обратиться к Богу.

«Точно так же и мужьям следует относиться к женам» продолжает Петр. Те же требования относятся к ним. Петр напоминает мужьям, что женщины такие же как и они наследницы благодатной жизни, как ранее он говорил: царственное священство, народ принадлежащий Богу, избранные – ценные в глазах Бога.  И Петр дает интересное предупреждение верующим мужьям не поддаваться принятому в обществе высокомерному отношению к женщинам – «чтобы ничто не воспрепятствовало вашим молитвам» (3:7), т.е. чтобы не потерять общение с Богом, настаивая на отношении, которое не от Бога!

В современном же мире существуют перегибы в другую сторону. Мы очень любим говорить о «своих правах» и потому не всегда готовы услышать библейский призыв к женам - посвятить свою жизнь служению мужу в любви Христовой, и призыв к мужу полагать жизнь за жену свою, любя ее всем сердцем и будучи внимательным к ее нуждам. Простая истина в том, что там, где, действительно любят, нет нужды применять силу.  Один профессор семинарии размышлял так: «Я верю, что жена должна подчиняться мужу, но не верю в то, что муж имеет право требовать подчинения. Более того, я знаю, что когда я достоин подчинения, моя жена подчиняется, когда я веду себя недостойно, то она не подчиняется.  Так что моя задача как мужа  быть достойным!»

Именно это и говорит здесь Петр. Такое отношение, действительно, способно обратить к Богу неверующего супруга и становится свидетельством миру о Божьей любви, на которой и строится их семья. Насколько же важно такое свидетельство в мире, в котором ценится лишь внешний блеск женщин и проявление силы, где женщины по прежнему рассматриваются как товар или объект сексуального удовлетворения, семьи раздираемы конфликтами и насилием, а каждые два из трех браков кончается разводом. Да поможет нашим семьям и нашему отношению между мужчинами и женщинами отражать Божий святой порядок и сиять в этом мире, как свет среди тьмы, привлекая и мужчин и женщин в Его Царство.

Категория: Проповеди | Добавил: tcantarella
Просмотров: 491 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта