Суббота, 18.05.2024, 06:52
Приветствую Вас, Гость | RSS
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Проповеди

1 Петра 3:9-22
08.06.2013, 22:25

Псалом 31; от Матфея 5:3-16;

«Не бить, не бежать – истинно христианское отношение к злу»[1]

1 Петра 3:9–22 

Я уже давно вожу машину и это стало весьма естественным действием для меня, что касается езды. Во всех машинах либо три, либо две педали, руль, коробка передач. Все это я делаю уже автоматически.  Но есть интересный момент.  Мелкие детали в каждой машине расположены по-разному. Например, ручки включения дворников, поворотники, аварийка.  Я всегда, садясь в чужую машину сначала уделяю время тому, чтобы разобраться где включаются поворотники, омыватель стекол, дворники и т.д. Если этого не сделать, когда ты поедешь, и вдруг начнется дождь, тебе надо включить дворники, ты поворачиваешь по привычке ручку, а вместо этого начинает мигать поворотник.  Или еще хуже, когда подъезжаешь к заправке и не знаешь с какой стороны у тебя бензобак и где он открывается. Я не один раз подъезжала так на чужой машине и вместо бензобака открывала багажник или капот J. Когда мы привыкаем к чему-то нам очень трудно переучиться и в попадая в какую-то ситуацию, мы порой действуем инстинктивно, автоматически ведем себя как раньше. 

Нечто подобное происходит во взаимоотношениях с людьми.  До того, как мы познали Христа, мы вели себя определенным образом, так как нас учил мир – добивались своего, не давали спуска людям, стояли на своем, оскорбляли в ответ, чтобы нас не считали тряпкой, и т.д. Познав Христа, мы стали учиться новому образу поведения, потому что Слово Божье призывает нас быть подобными Христу, а не этому миру. И, вот, мы уже несколько недель на примере разных взаимоотношений говорим с вами о том, как христиане призваны жить в этом мире. Сегодня Петр говорит нам о том, как, сталкиваясь с враждебно настроенным миром, не разделяющим нашей веры и убеждений, не переключиться автоматически на привычный образ поведения, который был у нас нормой до того, как познали Христа?

Ирония ситуации в том, что будучи христианами мы призваны отличаться от мира, но когда мы отличаемся, то мир начинает нас критиковать и насмехаться над нами и тогда у нас возникает искушение ответить тем же, и если мы отвечаем тем же, то мы уже ничем не отличаемся от мира, потому что наша реакция и поведения просто такие же как у всех! Когда христиане платят той же монетой, что и мир: воздают оскорблением за оскорбление, обидой за обиду – то становятся такими же как се, и счет становится 1:0 в пользу этого враждебного мира.

Начало ответа апостол Петр дает нам в цитате из 33 Псалма: «Кто из вас хочет жить, желает видеть счастливые дни? Пусть тот удержит язык свой от зла…ищет мира и стремится к нему» (3:10-11). Мир – это то, что мы все желаем, но Петр говорит, что этот мир не придет с легкостью, сам собой, его надо искать, к нему надо стремиться. Слово «стремиться» предполагает усилие, ты не сдаешься пока не найдешь то, что ищешь.  У моей сестры есть собака, старенькая уже – зовут Лорд, моя Наташа души в нем не чает.  Осенью когда они были на даче, Лорд потерялся и много дней они не могли его найти. Я была уверена – он ушел умирать, как часто делают собаки, ведь он уже долго болел.  Все как-то с этим смирились. Все, кроме моей сестры. Она устроила такой упорный поиск – повсюду вешала объявления, они прочесали все окрестности, они ходили от дома к дому. Она не сдавалась. И ее усилие было вознаграждено, Лорда нашли где-то около леса, исхудавшего, почти замерзшего.  И она выходила его и он снова с ними.  Вот о таком непреклонном стремлении, поиске мира говорит Петр. Не ждите, что этот мир прибежит к вам сам, если вы просто свистните, вам нужно будет приложить усилия, чтобы эта ваша новая привычка во Христе искать во всем мира, стала для вас естественной. Этой новой привычке придется учиться, иначе мы будем просто переключаться на мирской образ поведения и мыслей, какие имели раньше. 

Учиться новым привычкам поведения и мышления Петр призывает начинать с взаимоотношений внутри церкви (8 стих): «Пусть будут у вас одинаковые мысли и чувства, одинаковая любовь к братьям, сострадание и скромность». Единомыслие это не единство по указу какого-то стандарта (учения или правил данных начальством), нет. Единомыслие это то, что рождается из диалога любви и особенно из совместного поиска единого Живого Бога.  И Петр, как и апостол Павел снова и снова настаивают на главных составляющих любых взаимоотношений в Церкви: единомыслие, сострадание, любовь, мягкость и смирение.  Мы часто считаем, что некоторые люди по природе более мягкие, а другие по природе более грубые, поэтому одним это дано, а другим нет. Но ранняя церковь верила, что абсолютно все христиане призваны к мягкосердию, как бы трудно оно кому-то не давалось. Именно для этого Бог даровал нам Духа Святого, чтобы мы смогли развивать в себе новое отношение сердца и образ поведения, несмотря на свои природные наклонности. И помните призыв Петра – «ищите мира, прикладывайте усилия к его достижению», ведь что касается взаимоотношений – ничто не достигается без усилия. Ни любовь, ни мир, ни прощение, ни единство не приходят без усилий!

Мы так же призваны это отношение миролюбия, смирения и сострадания переносить и на мир вне церкви: «не воздавайте злом за зло и оскорблением за оскорбление, наоборот, воздавайте благословением, потому что вы к этому призваны, и вам в наследие обещано благословение» (9).  Очевидно Петр ожидает, что мир будет враждебен, и как же нам тогда вести себя? Я говорила о вождении машины и я не раз думала о том, что, то, как мы ведем себя за рулем и что говорим о других участниках дорожного движения – многое говорит о нашем характере и нашем христианстве. Порой спешишь куда-нибудь, а перед тобой еле едет кто-то, обогнать не возможно, и начинаешь: «что же ты тут мешаешься, ползешь как черепаха!» А когда, наконец обгоняешь, то есть такое искушение обязательно увидеть лицо этого водителя, сделать выводы о его характере и почувствовать над ним свое превосходство. И хотя мы в машине наедине с собой и никто не видит нашего поведения, оно все равно оказывает разлагающее влияние на наш характер – и если мы будем делать это снова и снова, то в конце концов все это проявится где-то более явно и уродливо. Но христиане должны славиться не способностью переспорить или поставить кого-то на место, не за то, что мы постоянно чем-то недовольны. Христиане должны быть известны тем, что они миротворцы, стремящиеся быть хорошими гражданами своей страны.  Христиане должны славиться своей любовью и стремлением к миру и готовностью жертвовать своим «я» ради его достижения.

Размышляя о том, что христиане своим поведением говорят миру, я наткнулась в интернете на статью одного знакомого мне православного автора Сергея Худиева. Статья называлась «Не бить, не бежать». Он размышляет о поступке одной женщины в Лондоне, которая не побоялась выступить против двух вооруженный преступников и сделала это совершенно неожиданным образом.  Может быть вы слышали в новостях о том, как в Лондоне два африканца убили британского солдата и бросили его прямо на улице, «заявив, что это преступление — месть за обиды, нанесенные мусульманам английскими военными в Афганистане».  Когда это произошло, одна женщина по имени Ингрид, выйдя из автобуса и, видя истекающего кровью мужчину, уверенно подошла к нему, не побоявшись озлобленного чернокожего парня, в чьих окровавленных руках был нож. Парень велел ей убираться и не трогать тело, но она отказалась: «я буду с ним до тех пор, пока не приедет скорая». В последствии свое поведение она объяснила так: «Я христианка. Я верю, что мы должны заботиться друг о друге поступать сообразно своей вере.

Сергей говорит о необычности этой реакция, ведь большинство из нас увидели бы в этой ситуации только два варианта — «бить или бежать». Геройски вступить в драку со злодеями или благоразумно предоставить это вооруженным профессионалам, которые вот-вот прибудут на место. Большинство людей, обсуждавших эту новость видели выбор лишь между агрессией и трусостью. Либо «как следует вломить им» (исламистам, мусульманам вообще, иммигрантам и т. д.) либо трусливо убегать, прятать голову в песок, и настойчиво взывать, чтобы их никто не сердил. Наиболее бурно люди выступают за первый вариант.  «И вот Ингрид не бежит — ее поступок какой угодно, но не трусливый. Я  сильно сомневаюсь, что мне хватило  бы мужества поступить также. Но она  и не бьет. Она не хнычет и не скрежещет зубами — она пытается сделать в этой ситуации то добро, которое возможно. Помочь раненому, побыть с умирающим — ведь может быть, он еще жив и ему еще важно, чтобы кто-то был с ним в последние минуты жизни."

"Террористы ожидают от людей поведения очень испуганных животных. Испуганное животное иногда дерется, иногда бежит, иногда принимает позу покорности. Не делать ни того, ни другого, ни третьего, а поступать по-человечески, как это правильно перед Богом — это выбор, который иногда нам кажется недоступным. Но, на самом деле, так можно поступать — и некоторые поступают. Мы редко оказываемся в ситуациях  настолько драматических — но беда в том, что мы часто ведем  себя по этой животной логике и безо всяких террористов." 

Мы же так и относимся к различного рода врагам – их надо бить, либо бежать от них. «А оказывается, иногда с врагами можно разговаривать. А иногда оказывается, что у нас есть и более важные обязанности — кто-то прямо сейчас ждет нашей помощи и сочувствия».

Петр верит, что добродетельная жизнь минимизирует атаки со стороны общества, но даже живя праведно, мы скорее всего столкнемся с враждебностью людей, которые будут нападать на нас даже тогда, когда мы поступаем правильно. Это не должно удивлять нас и заставать нас врасплох. Но Петр учит, что «бить или бежать» не являются единственной возможной реакцией: «не воздавайте злом за зло и оскорблением за оскорбление…» и «не бойтесь тех, кто нападает на вас, вместо этого бойтесь и чтите Господа в сердцах ваших» (3:14). Именно это делала Ингрид.  Сердце - это центр нашей воли и чувств, самая сущность человека. Мы призваны не просто умом соглашаться с истиной об Иисусе, мы призваны к глубокой приверженности Ему. Христос должен быть Господом нашей жизни, Он – единственный, чьего мнения мы должны бояться, Он – тот, кому мы призваны жить в послушании, учась быть гражданами Его Царства. И вместо страха перед враждебно настроенными неверующими, вместо агрессивного противостояния им, христиане призваны фокусироваться на господстве Христа и только тогда они смогут «дать ответ любому, кто спросит их, на чем основана та надежда, что живет в них» (3:15).

Но дело не только в самом ответе, но и в том, как мы его даем (кротко и уважительно). Наша уверенность не должна проявляться в надменном, отталкивающем нападении или защитной позе. Напротив, кротость и уважение - это наша готовность отказаться от желания установить свою собственную справедливость, защищаться, нападая на оппонента. Это наша готовность доверить ситуацию и противника в Божьи руки и потому вместо того, чтобы принижать или критиковать противника, Петр призывает давать смиренное объяснение своих убеждений и поступков в духе Христа, благословляя тех, кто нападает нас. 

И еще важнее, какая жизнь стоит за нашим ответом о вере. Что стоят слова человека, чья «совесть нечиста» (3:16)? День за днем, час за часом нам надо следить за своим нравственным компасом. Не позволять ему «заржаветь», никогда не переставать игнорировать то, что пытается нам сказать наша совесть.  Не просто ради самих себя, но ради нашего свидетельства о Господе. Чистая совесть открывает дверь для христианского свидетельства в этом враждебном и недоверчивом мире. Петр говорит: «что если мы с постоянством, невзирая на цену, будем жить доброй жизнью», то, в конце концов, ругавшие нашу веру люди, будут пристыжены своих собственных слов.  И это не произойдет быстро, на это нужно время. И может быть даже люди не изменят своего мнения при этой жизни, но Петр знает – что когда Христос вернется вновь, все предстанут перед Его судом и дела каждого будут открыты.

Друзья, читатели Петра сталкивались с реальными гонениями за свою христианскую веру. Жизнь многих бывала на волоске. Мало кто из нас сталкивается с такими гонениями, и тем не менее – истинно христианская жизнь навлекает на себя критику, насмешки и даже гонения даже сегодня.  Когда мы, действительно, стараемся жить угодно Богу, люди насмехаются, обзывают христиан – фанатиками, когда христианин отказывается обманывать в бизнесе, его начинают притеснять на работе, порой из-за своего невежества, люди распространяют клевету о христианах. Когда мы отказываемся участвовать в грехах этого мира, люди навешивают на нас ярлыки (не пьешь – значит «язвенник», не спишь со всеми подряд – импотент, наверное). Непонимание и агрессия со стороны этого мира в отношении христиан, которые всей своей жизнью желают жить в чистоте и праведности перед Богом всегда будет иметь место. 

И Петр напоминает -  лучше страдать за праведные дела, зная, что все в руках Бога, который желает тебе только блага, чем пойти на поводу этого мира и пострадать за злые дела, пороча при этом имя Божие. В 14 стихе Петр даже говорит, что страдающие за свою праведность – счастливые люди! Это не значит, что страдания доставляют им удовольствие. Просто они, видя всю ситуацию глазами Бога и зная, что все в руках Господа, который оправдает их на Своем суде перед лицом врагов, рассудит всех, кто прав, а кто виноват, способны иметь в сердце глубокую радость. 

Именно об этом речь в непонятных стихах, где Петр говорит о сошествии Иисуса в темницу, где Он проповедовал духам, упоминает Ноя, ковчег и Божье терпение, связывая все с крещением.  Богословы много спорили об этих словах. В них, действительно, многое не понятно, однако главное ясно.  Петр, пытается ободрить гонимых христиан. Петр напоминает о том времени, когда весь мир отвернулся от Бога и погряз в грехе, кроме небольшой семьи Ноя. Верность этой небольшой семьи, над которой все смеялись, принесла им спасение, когда остальные погибли в водах потопа. Петр напоминает нам – даже если вас, тех кто продолжает стремиться быть верными Богу, мало, и вас притесняют, не отчаивайтесь. Да, противостоять давлению общества трудно, трудно жить в святости и праведности, когда весь мир довольствуется грехом.  Но силу для такой жизни христианин находит в истине, что Христос уже одержал победу над силами зла и ваше крещение, когда омытые Его кровью, вы посвятили Ему свою жизнь – поместило вас в Его заботливые руки. И зная, что настанет день – когда наша жизнь будет оправдана Богом, мы можем учиться жить в радости и сегодня, несмотря на давление общества. И потому, нам не надо смотреть на большинство и подстраиваться под него. Уповая на Господа победившего силой воскресения, мы можем оставаться верными учению Христа, жить чистой жизнью, преодолевать одиночество, находить друзей в тех, кто тоже ищет Господа, и терпеливо ожидая дня, когда Бог покажет – верность Его любви, милосердие, миротворчество, а не трусость и агрессия пред лицом врага – есть истинная ценность. Да поможет нам Господь! 

 


 

 

 



[1] Сергей Хуидев. "Не бить, не бежать», 25 мая, 2013. http://www.pravmir.ru/ne-bit-ne-bezhat/

Категория: Проповеди | Добавил: tcantarella
Просмотров: 480 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта