Суббота, 18.05.2024, 09:27
Приветствую Вас, Гость | RSS
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Проповеди

Деяния 10,1–44
09.12.2010, 08:57

Пастор Татьяна Кантарелла


Деяния 10:1–44

Обращение Корнилия или Петра?

 

Даже в этом мире, полном неопределенности, большинство из нас имеют некоторые твердые убеждения. Говоря о чужих убеждениях, мы часто считаем их предубеждениями, а свои делом хорошим.  Не все наши убеждения – просто утверждения. Чаще наше отношение и поступки говорят о наших убеждениях больше, чем наши слова.  Средства, которые мы тратим на наши собственные удобства и отдых, одежду со звучным названием и очередной более крутой сотовый телефон говорят намного больше о наших истинных убеждениях, чем наши высокопарные слова о том, что мы, прежде всего, "ищем Царствия Божия” и, как и Господь, заботимся о тех, кто обделен жизнью.

 

Писание сегодня много что имеет сказать об убеждениях и предубеждениях.  Начнем с убеждения, что у каждой христианской общины верующих есть не просто возможность или ответственность, а обязанность обретать "разумение Христово” в своем понимании и жизни веры.  И глядя на сегодняшнюю историю, мы призваны исследовать свои собственные убеждения и предубеждения в свете любви Христовой и задать вопрос: "Что происходит там?" И хотя с первого взгляда нам может показаться, что в истории все предельно ясно, вопрос в том, а что эта история говорит мне о моих собственных убеждениях и о том, имею ли я "разумение Христово”?

 

"Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему”. Петр, наверное, был более всех удивлен, когда эти слова слетели с его уст в доме Корнилия, римского сотника, чья армия оккупировала Иудею.  В 1 веке весь мир взирал на Рим, который вот уже два века был владыкой мира, опираясь и на свою традицию демократического республиканизма и на еще большую традицию военной силы. Рим означал силу и власть.  И в империи, построенной на военной силе, военные офицеры были "полубогами”, которые могли помиловать или казнить, высечь, разрушить дом, держать в трепете и страхе, но никак не вызывать желания иметь с ними что–то общее.

 

Однако, первый римлянин, которого мы встречаем, не соответствует этому стереотипу. С одной стороны, он реальный, деловой римлянин, офицер армии, которой боялся весь мир. Он поставлен на службу в Кесарии, городе–гарнизоне, административной столице Иудеи, где находилась резиденция римского наместника.  Туда могли назначить лишь за очень хорошую службу, значит, Корнилий был на хорошем счету. Однако он был так же человеком глубоко верующим. Он молился, очень уважал еврейский народ и его обычаи, искал Бога, был щедр в деньгах и снискал уважение не только среди римского начальства, но и среди еврейской общины, как человек "богобоязненный”. Но что это значит?  Был ли он просто человеком религиозным в общем смысле или же познавшим Бога в узком смысле, принявшем единобожие и нравственные стандарты иудаизма, посещающим синагогу, только необрезанным.

 

Да, он был одобряем народом иудейским, но он все же чужак, не принятый в Божий Завет с Израилем, и между ним и народом Божьим лежит непроходимая пропасть.  Эта пропасть не была положена Ветхим Заветом, который говорил о том, Божий замысел распространится на все народы, что через избрание и благословение одной семьи Бог хотел благословить все племена земные (Быт 12). Писание говорило, что Божий Помазанник станет светом всех народов и они "потекут” к Дому Господню. Трагедия была в том, что Израиль извратил понятие своей избранности в понятие своей предпочтительности, исполнился расовой гордыни, высокомерия и ненависти, презирая язычников, как "собак”, развивая традиции и предания, которые окончательно изолировали их от остального мира. Так что никогда ортодоксальный иудей не войдет в дом иноплеменника, даже боящегося Бога и не пригласит его в свой дом (10:28).

 

И тем более, иудей не сядет за один стол с язычником! Божьи наказы о чистой и нечистой пище отделяли иудеев от всех остальных зримым образом. Нам трудно понять насколько важными эти заветы о пище были для Израильского народа. Большинство из нас всю жизнь ели сало, свинину и использовали молоко в соусах к мясным блюдам. Но если бы мы были древними иудеями, при одной мысли о таком питании нас бросило бы в холодный пот!  Это как если бы мы пришли в церковь в первое воскресенье месяца и обнаружили на этом столе у алтаря свиные отбивные и водку вместо хлеба и вина.  А какая разница? Еда есть еда. Но Бог заповедовал нам делать все иначе, и мы верно исполняли Его указания по сей день. Библия говорит: "сие творите в воспоминание обо мне” Хлеб и вино, а не отбивные и водка. Мы не были бы христианами, если бы ели отбивные и пили водку в церкви на Причастии. 

 

Помогает вам это чуть лучше понять, что значили для иудеев их заповеди о пище? Если нет, представьте, что еще разделяет христиан и других людей, что–то, что отличает нас, делает нас теми, кто мы есть, что является обязательным для христианина, от чего мы не можем отказаться, не потеряв с этим и наше чувство идентичности с Христом? И когда вы поймете, что это, будьте готовы отказаться от этого, потому что именно это пришлось сделать Петру. Бог был намерен преодолеть эти, вошедшие в кровь и плоть предубеждения, чтобы язычники могли на равных правах с иудеями стать христианами, создающими истинно многонациональное и разнообразное в культурном отношении собрание верующих. Корнилий был открыт Богу, но сможет ли Бог сломить расовую нетерпимость Петра?  И чье это, по сути, будет обращение? Только Корнилия, или же и Петра?

 

Перед нами не просто история о группе язычников, которые слышат Благую Весть и веруют, но о Божьем движении, которое Он готовил тщательно, постепенно, шаг за шагом, чтобы Его слово распространилось из Иудеи в Самарию и до края земли. Мы уже видели первые два этапа в книге Деяний, проповедь апостолов о Христе в Иудее, проповедь Филиппа в Самарии и теперь слово о Христе стучится в дверь империи, по меркам того времени, простиравшейся до края земли. Но прежде чем это произойдет, Богу надо дать иудейским христианам новое понимание того, что Бог делает в мире и начинает Он с Петра, дав ему видение, которое изменило все, во что он верил о себе и о том, как ему должно жить.

 

Когда Корнилий был в Кесарии, Петр находился в Иоппии, в 60 км оттуда. А между ними был Бог, подготавливающим видения, которые сведут этих, несовместимых по иудейским меркам, людей вместе. Сначала видение было дано Корнилию, чтобы он послал людей в Иоппию.  Корнилий, военный офицер, привыкший не получать, а отдавать приказы, немедленно подчинился Божьему слову, отправив в Иоппию к Петру слуг. И на следующий день, когда эти люди приближались к городу, Петр взошел на крышу дома помолиться. И там, на крыше ему открылось видение: полотно, спустившееся с неба и полное всяческой живности. Это была и разрешенное в пищу и строго запрещенная в рационе иудеев. Но Петр услышал голос: "заколи и ешь”. Можно было бы предположить, что это голос искусителя, но Петр знал, что это голос Господа.  Возможно воспринимая это как испытание, он стал перечить: "я никогда не делал этого, Господи, не сделаю и сейчас. Ты же знаешь, Господи”! Напоминает тот момент, когда Иисус пытался омыть ноги Петру, а тот противился: "не Тебе омывать ноги мои, Господи!” Петр был упрям, и Господу пришлось повторить свои слова трижды.  Насколько же важнее и более святы порой для нас наши собственные убеждения, чем Божий голос! "Господи, я никогда этого не делал и делать не буду!” "Господи, я никогда не извинялся, не собираюсь и сейчас”. "Господи, его я точно никогда не прощу”. "Господи, я никогда никому не уступал, и не буду”.

 

Но Господь дает Петру ответ, который эхом раздается через столетия, и поныне бросает вызов любым предубеждениям: "Что Бог очистил, ты не объявляй нечистым”. Этот ответ бросает вызов и нашим убеждениям, которые подчас не что иное, как "предубеждения” – т.е. убеждениям, предшествующим разуму, когда мы уже решили, что думать еще до того, как узнаем факты. Часто мы поддерживаем наши предубеждения, принимая во внимание лишь те факты, которые говорят в нашу пользу, а на остальные не обращаем внимания. Именно это делают плохие историки и ушлые политики. Этого хватало в древности, когда евреи рассказывали выдуманные байки про ужасное нечестие язычников, а те обвиняли их в высокомерии за то, что они отказывались есть свинину (самое дешевое на рынке мясо).  Этого хватало в советские времена, когда ходили легенды о баптистах, якобы приносящих в жертву детей.  Этого хватает и сейчас, когда мы озвучиваем такие предубеждения, как: "весь криминал только с Кавказа”, "все русские пьяницы”, а "все цыгане воры”.

 

Конечно, не весь отказ от общения с язычниками был иррациональным, ведь многие иудеи, действительно пытались просто оставаться "святым народом” и быть светом для язычников. Но даже иудеи–христиане все еще не понимали, что Закон Моисеев был Божьей волей лишь на конкретный период времени и для конкретной цели, а теперь Бог творит новое. Представьте, что мать и ребенок стоят по разные стороны дороги.  Видя приближающуюся машину, мать кричит сыну: "стой!”. Но затем дорога свободна и она кричит: "Иди!” Противоречит ли она себе? Конечно, нет. Целью всегда было, чтобы ребенок перешел дорогу и пришел к ней. Но обстоятельства требовали сначала запретить движение, а потом разрешить.  Нечто подобное происходило и в нашей истории, и Петр принял это, понял то новое, что делает Бог, и пригласил гостей сначала "остаться на ночлег”, а потом без сомнения и сам пошел в дом язычника.  Петр понял, что согласно Писанию, Израиль призван светить миру. Знал, что Иисус предвещал время, когда люди придут в новый мир Божий с запада и востока. Войдя в дом Корнилия, Петр отверг всякую нетерпимость в отношении между людьми и недолжные отношения. Он знал – непозволительно поклоняться, кому бы то ни было, как божественному (что пытался сделать Корнилий, пав перед Петром).  Но теперь понял – нельзя и отвергать, кого бы то ни было, как нечистого (что раньше делал Петр и весь его народ).

 

Этим откровением от Бога Петр и стал делиться, говоря Слово о Христе целому дому язычников: Иисус проповедовал Израилю, не просто потому, что сам был Израильтянин, а указывая на промысел Божий. У Бога нет любимчиков, но Он исполнит Свой замысел даже через такой малый народ, как Израиль. Но "Иисус – есть Господь всех” (10:36) и "всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его” (10:43).  Почему же эта весть так подействовала на Корнилия и его близких?  Потому, что Благая Весть – не столько "путь спасения”, сколько великая весть о том, что "распятый и воскресший Иисус – есть Владыка всего мира”.  И хотя некоторые лишь посмеются в ответ на этот могущественный призыв, другие примут Его и преобразятся им!  Петр говорит: "Корнилий, Бог, которого ты почитал, совершил обещанное. Бог совершил ключевое событие в исправлении этого мира – и Иисус в этом событии занимает центральное место”.  Бог сделал то, ради чего был призван Израиль. И Корнилий и любой человек в любом месте земного шара, поверивший Благой Вести, будет немедленно принят в семью верующих, на доме которой сверкающими буквами будет начертано: "Прощен”.

 

И еще до того, как Корнилий и компания успели сказать: "Веруем!”, Дух Святой сошел на них, как на иудеев в день пятидесятницы, являя Петру и другим евреям, что Бог считает этих "необрезанных” подходящим сосудом для своего присутствия и голоса! У Бога, действительно, нет любимчиков! К сожалению, с нашими современными убеждениями мы можем легко предположить, что эта история Корнилия призвана стереть все различия и ‘толерантно’ относиться ко всем подряд. Но здесь говорится совсем иное. Если бы Петр решил, что Бог принимает всех такими, какие они есть, зачем Лука в Деяниях подчеркивает, что Корнилий был человеком верующим и богобоязненным? И зачем он тогда звал Петра, чтобы тот рассказал об Иисусе? Пусть бы оставался таким как был! В наши дни из этой истории часто выводят такую мораль: "все религии ведут к Богу” или даже "все религии говорят более или менее об одном и том же”. Но ничего подобного не говорят ни Лука, ни Петр! И Корнилий был бы в шоке от такого понимания.  Ведь он стал поклоняться Богу Израилеву именно потому, что не хотел больше римских пустых богов, он желал истинного Единого Бога и высоконравственной жизни. 

 

Не верна и фраза, которую мы часто говорим, что "Бог принимает нас такими, какие мы есть”. Нет, он призывает нас такими, какие мы есть. Но отклик на Его зов предполагает полное преображение личности через покаяние, прощение и обретение Святого Духа. Эта история не о том, что Бог готов подписаться под любым мнением или образом жизни, а о том, что никакие этнические, географические, культурные или нравственные барьеры больше не мешают ни одному человеку обрести прощение, новую жизнь и место в церкви. Бог убрал барьер, разделявший иудеев и язычников, чтобы явить свою милость, и при этом пострадала гордость и тех и других. Иудеи потеряли свою "привилегированность”, а язычники должны были исповедовать Еврейского Мессию.  И те и другие, желающие принадлежать к этому движению должны покаяться в своих грехах. Корнилий не хотел, чтобы к нему относились толерантно, он жаждал, чтобы его радушно приняли, исцелили и преобразили. И он это получил. Но чтобы это произошло, исцелен и преображен от своих убеждений должен был быть Петр.

 

Какие наши убеждения и предубеждения все еще стоят на пути Божьего Святого Духа в нашей жизни? Сколько раз Господу надо говорить нам о них, прежде чем мы откажемся от них, чтобы мы могли, как и Петр сказать: "кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?” (Деян. 11:17)

 

Категория: Проповеди | Добавил: moscownazarene
Просмотров: 418 | Загрузок: 30 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта